Обзор методологических подходов и технологии обучения программированию в средней школе
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2023-4-89-104Ключевые слова:
программирование в школе, методологические подходы, технологические подходы, технологии обучения программированию, геймификация, блокчейн технологии, образовательные роботы, виртуальная реальностьАннотация
Реалии современной информационной эпохи показывают, что содержание школьного образования, в том числе научного и естественно-математического образования, нуждается в значительном пересмотре. Обязательному обучению основам программирования в общеобразовательной школе, включая начальное образование, также способствовал такой фактор, как появление многочисленных доступных и простых инструментов для обучения программированию в разном возрасте. Программирование считается наиболее эффективным инструментом, с помощью которого обучение становится более интересным, быстрым, точным и простым, а знания и навыки, полученные в процессе обучения, являются научными, глубокими и обобщенными. В ходе исследования были проанализированы 42 источников по программированию в школе на казахском, русском и английском языках. Теоретико-методологический анализ научных исследований по данной тематике позволяет выделить следующих подходов обучения программированию в школе: традиционные технологии обучения, ориентированные на изучение языков программирования; обучение с использованием образовательной робототехники; обучение на основе геймификации; обучение с использованием элементов блокчейна, виртуальной реальности и искусственного интеллекта. Результаты данного исследования могут быть методологическими предпосылками при определении целей и задач школьного курса программирования с учетом достижения современной науки и технологии.