Системная инновационная модель профессионального ориентирования обучающихся школ как основа обеспечения инклюзивности образовательного процесса и социализации

Авторы

  • Лаура Бутабаева Национальная академия образования имени И. Алтынсарина
  • Мадина Тыныбаева Национальная академия образования имени И. Алтынсарина
  • Светлана Исмагулова Национальная академия образования им. И. Алтынсарина
  • Гульбаршин Ногайбаева Национальная академия образования имени И. Алтынсарина

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2023-4-126-141

Ключевые слова:

профессиональное ориентирование, инклюзивность, особые образовательные потребности, социализация

Аннотация

Статья раскрывает основные результаты исследования в рамках Проекта грантового финансирования AP14871693 «Организационно-методологические основы обеспечения инклюзивности профессионального ориентирования обучающихся школ» (2022-2024 гг.).  Проект направлен на исследование проблемы, заключающейся в неразработанности механизмов, координирующих действия всех стейкхолдеров в подготовке обучающихся к осознанному выбору профессии, отвечающей индивидуальным возможностям и особым потребностям обучающихся. Согласно плану реализации проекта проведено исследование состояния профессиональной ориентации и социализации обучающихся школ в условиях инклюзивного обучения. Авторы обращают внимание на ежегодный рост количества детей с особыми образовательными потребностями и быструю переменчивость запросов рынка труда, что вызывает проблему в их профессиональном самоопределении в современных условиях и приобретает особую актуальность. В ходе исследования реализованы такие задачи, как изучение особенностей системы организации профориентационной работы в современной школе, роли и вовлеченности стейкхолдеров в систему профессионального ориентирования, выяснение мнения педагогов о готовности обучающихся к осознанному выбору профессии, выявление факторов, препятствующих эффективности профориентационной работы в школе. По результатам исследования сформулированы выводы о разрозненности и непоследовательности в действиях стейкхолдеров, что приводит к системным перекосам рынка труда, росту сегмента низкоквалифицированной рабочей силы и безработных, в числе которых представители уязвимой части молодежи. В качестве решения выявленных проблем предлагается теоретически обоснованная системная инновационная Модель профессионального ориентирования обучающихся школ с учетом их индивидуальных возможностей и особых потребностей. Целесообразность и эффективность данной Модели обоснована соблюдением принципов системности, доступности, инклюзивности, открытости, согласованности, непрерывности и включением таких важных аспектов, как организационный, экономический, правовой, образовательный, нравственный.

Загрузки

Опубликован

29.12.2023

Как цитировать

Бутабаева, Л., Тыныбаева, М., Исмагулова, С., & Ногайбаева , Г. (2023). Системная инновационная модель профессионального ориентирования обучающихся школ как основа обеспечения инклюзивности образовательного процесса и социализации. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 107(4), 126–141. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2023-4-126-141

Выпуск

Раздел

Специальное и инклюзивное образование