Визуализация учебного материала: психологические и дидактические требования

Авторы

  • Толкын Айтказина Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования МП РК
  • Саят Омаров Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования
  • Тулеген Сматаев Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2023-3-11-22

Ключевые слова:

учебник, математика, навык вероятностностного мышления, принцип спиральности обучения, цели обучения

Аннотация

В статье изложены требования к визуализации учебного материала, важность использования иллюстративного материала в учебнике при изучении нового материала, педагогически правильного выбора визуальных элементов и поддержания баланса между текстом и внетекстовыми компонентами. Важно обеспечить гармонию текстового и иллюстративного материала на основе принципов дизайна (баланс, иерархия, пространство, масштаб и гармония, насыщенность цвета и единый стиль оформления). Цель статьи – оказание методической помощи авторам по вопросам, которые должны учитываться при использовании учебных материалов,  в том числе иллюстраций  в учебниках.  В ходе исследования был проведен анализ отечественных и зарубежных учебников по биологии, истории, географии, по соблюдению вышеуказанных требований. В ходе анализа, в сравнении с зарубежными учебниками, в отечественных учебниках выявлены такие недостатки, как несоблюдение принципов дизайна, баланса между текстом и иллюстрацией, нецелевое использование иллюстрации и др. Проведен обзор отечественных научных изданий, литературы в научных базах Scopus и Web of Science по вопросам   визуализации учебного материала, определены педагогические и психологические требования к внетекстовому аппарату. Надеемся, что рекомендации, представленные в данной исследовательской работе, помогут авторам учебников и иллюстраторам при разработке школьных учебников.

Загрузки

Опубликован

10.10.2023

Как цитировать

Айтказина, Т., Омаров, С., & Сматаев , Т. (2023). Визуализация учебного материала: психологические и дидактические требования. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 106(3), 11–22. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2023-3-11-22

Выпуск

Раздел

Образовательная политика, инновации и цифровизация в образовательном процессе