Визуализация учебного материала: психологические и дидактические требования
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2023-3-11-22Ключевые слова:
учебник, математика, навык вероятностностного мышления, принцип спиральности обучения, цели обученияАннотация
В статье изложены требования к визуализации учебного материала, важность использования иллюстративного материала в учебнике при изучении нового материала, педагогически правильного выбора визуальных элементов и поддержания баланса между текстом и внетекстовыми компонентами. Важно обеспечить гармонию текстового и иллюстративного материала на основе принципов дизайна (баланс, иерархия, пространство, масштаб и гармония, насыщенность цвета и единый стиль оформления). Цель статьи – оказание методической помощи авторам по вопросам, которые должны учитываться при использовании учебных материалов, в том числе иллюстраций в учебниках. В ходе исследования был проведен анализ отечественных и зарубежных учебников по биологии, истории, географии, по соблюдению вышеуказанных требований. В ходе анализа, в сравнении с зарубежными учебниками, в отечественных учебниках выявлены такие недостатки, как несоблюдение принципов дизайна, баланса между текстом и иллюстрацией, нецелевое использование иллюстрации и др. Проведен обзор отечественных научных изданий, литературы в научных базах Scopus и Web of Science по вопросам визуализации учебного материала, определены педагогические и психологические требования к внетекстовому аппарату. Надеемся, что рекомендации, представленные в данной исследовательской работе, помогут авторам учебников и иллюстраторам при разработке школьных учебников.