Рефлексивные компетенции педагогов в условиях инклюзивной практики в организациях образования РК: результаты исследования и пути развития
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2023-3-182-191Ключевые слова:
дети с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, инклюзивная практика, рефлексивные компетенции, навыкиАннотация
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам развития рефлексивных компетенций педагогов. Обладание указанными навыками может помочь педагогам сформулировать ожидаемые результаты, осмыслить достижение целей работы, определить и внести коррективы в траекторию развития, а также самосовершенствоваться в профессиональном и личностном плане. Что, в свою очередь, будет способствовать формированию комфортной безопасной среды для всех участников образовательного процесса. При этом актуальным является изучение рефлексивных навыков педагогов с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей всех детей. В данной статье представлены результаты исследования, проведенного авторами статьи с целью изучения способностей педагогов исследовать и анализировать свою деятельность в условиях инклюзивного образования, также представлены пути развития рефлексивных компетенций педагогов. В частности, в статье в качестве рекомендаций для учителей по развитию рефлексивных компетенций в инклюзивной среде представлена краткая информация о пяти особенностях рефлексивного обучения в инклюзивной среде, трех основных элементах профессионального мастерства в инклюзивном образовании, а также представлена информация об основных этапах цикла рефлексии, разработанные зарубежными учеными. Следует отметить, что данные рекомендации полезны педагогам при организации учебного процесса с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей всех детей.