Развитие навыков критического мышления у школьников через проектную деятельность

Авторы

  • Лаура Мұсатіла Павлодарский педагогический университет им. Әлкей Марғұлан https://orcid.org/0000-0001-9968-9335
  • Сейфитден Сүтжанов Павлодарский педагогический университет им. Әлкей Марғұлан https://orcid.org/0000-0002-3819-1450
  • Айгуль Касаболат Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева
  • Айжан Байдильдина Toraighyrov University https://orcid.org/0000-0002-9289-6646

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-152-163

Ключевые слова:

навыки, критическое мышление, проектная деятельность, школьники, развитие школьников

Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы и перспективы развития навыков критического мышления у школьников через проектную деятельность. Расширены основные понятия и положения по теме критического мышления и проектной деятельности на уровне школьного образования. В ходе оценки уровня использования проектной деятельности в школе устанавливается необходимость развития критического мышления. Практическая реализация программы развития навыков критического мышления у десятиклассников через проектную деятельность на основе индивидуальных профильных предметов позволила повысить уровень критического мышления у учащихся экспериментальной группы. Отмечено улучшение показателей критического мышления по методике Ю.Ф. Гущина и Н.В. Смирнова. Результаты, полученные по адаптированному тесту Л. Старки, также свидетельствуют о значительном улучшении всех аспектов критического мышления, особенно в области логических выводов и анализа информации. Все эти данные подтверждают, что проектная деятельность оказывает положительное влияние на развитие критического мышления школьников. Разработаны общие рекомендации по более эффективному использованию проектной деятельности в образовательном процессе для развития гибких навыков.

Загрузки

Опубликован

30.06.2025

Как цитировать

Мұсатіла , Л., Сүтжанов , С., Касаболат, А., & Байдильдина , А. (2025). Развитие навыков критического мышления у школьников через проектную деятельность. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 113(2), 152–163. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-152-163

Выпуск

Раздел

Воспитание и развитие личности