Пути развития комплексной компетенции учащихся на уроках казахской литературы

Авторы

  • Маржан Бердыгулова КГУ «Средняя школа имени Б. Момышулы» отдела образования Панфиловского района Жетысуской области

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2023-4-56-66

Ключевые слова:

преподавание литературы, компетентность, духовно-эстетические, национальные ценности, коммуникативный регистр речи

Аннотация

Изучение литературы является одной из актуальных проблем современности, в которой отношения, национальные ценности играют важную роль в обществе. Пробудить интерес к литературе,   сформировать и развить желание  учащегося  читать художественные произведения -  проблема для современного  учителя. Задача учителя - приобщить  к чтению художественного произведения. В   статье отражены  пути становления нравственных качеств  и национальных ценностей обучающихся   через чтение художественных произведений и овладение духовным богатством поколений. Сегодня сфера образования наполняется новыми технологиями, новыми методами, поэтому преподавание казахской литературы должно основываться на новых идеях образования. Преподавание литературы должно приобретать новое качество. В качестве примера автор приводит объяснение формирования литературных компетенций и применение на практике новых возможностей. В первую очередь автор обращает внимание на то, что казахская литература должна основываться на теории методистов. Результаты этих работ приводят к повышению качества уроков литературы, привитию учащимся национальных ценностей на основе комплексного анализа, овладению богатством казахского языка, функциями его художественных средств, формированию личностных качеств учащегося через образ исторических личностей. В  статье отражены пути развития комплексной компетенции учащихся на уроках литературы с помощью новых инструментов. Коммуникативный регистр на сегодняшний день является средством определения позиции героев произведения. Эти пять регистров на сегодняшний день представлены как средство поисковых работ при чтении литературных произведений (об их методической ценности дана ссылка на научные труды Булатбаевой К.Н.). Учащиеся вначале осваивают значение репродуктивных, информационных, генеративных, волюнтивных, реактивных регистров, находят регистры в художественном тексте и определяют их роль в раскрытии идеи произведения. По итогам обучения даны некоторые отобранные результаты в виде таблицы. Доказано, что учащиеся приобретают комплексную компетенцию на уроках литературы, повышается их интерес к чтению произведений.

Загрузки

Опубликован

29.12.2023

Как цитировать

Бердыгулова , М. (2023). Пути развития комплексной компетенции учащихся на уроках казахской литературы. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 107(4), 56–66. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2023-4-56-66

Выпуск

Раздел

Методика преподавания дисциплин