Реализация инклюзивной практики в организациях образования Казахстана

Авторы

  • Айгерим Шатаева Южно-Казахстанский педагогический университет имени У. Жанибекова
  • Асия Даркембаева 2Казахский национальный женский педагогический университет
  • Дана Оспанова Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2023-4-153-162

Ключевые слова:

инклюзивное образование, инклюзивная практика, дети с особыми образовательными потребностями, индивидуальная учебная программа, индивидуальный учебный план, психолого-педагогическое сопровождение, специальные педагоги, инклюзивная образовательная среда

Аннотация

Статья посвящена анализу современного состояния развития инклюзивного образования в Казахстане. На основе материалов качественных интервью с директорами, учителями и специалистами, работающими  в условиях инклюзивного образования, раскрыты ключевые показатели инклюзивной практики: понимание сущности инклюзии, особенности организации инклюзивного подхода, применение методов адаптации учебного материала, готовность педагогов к работе  с детьми с ООП, оценка респондентами реализации инклюзивного образования и предложения по улучшению. Эмпирическую базу исследования составили также данные анкетирования педагогических работников в формате Google Forms и анализ нормативной базы, регулирующей реализацию инклюзивной практики в школах Казахстана. Особое внимание уделено системе психолого-педагогического сопровождения, включающей широкие виды поддержки (выявление детей, нуждающихся в организации индивидуального образовательного маршрута; оказание консультационно-методической помощи участникам инклюзивного образовательного процесса; сопровождение реализации индивидуальных учебных планов и индивидуальных программ и др.). Авторы статьи делают выводы о необходимости усиления профессионального развития педагогов по адаптации учебных программ в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями детей, целесообразности объединения усилий специалистов разных профилей с целью реализации мероприятий их социализации, обучения, воспитания, развития в условиях инклюзивного образования.

Загрузки

Опубликован

29.12.2023

Как цитировать

Шатаева, А., Даркембаева, А., & Оспанова, Д. (2023). Реализация инклюзивной практики в организациях образования Казахстана. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 107(4), 153–162. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2023-4-153-162

Выпуск

Раздел

Специальное и инклюзивное образование