Исследование медиаграмотности младших школьников: восприятие информации, цифровая безопасность и работа с медиа
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-49-57Ключевые слова:
медиаграмотность, критическое восприятие информации, цифровая безопасность, начальная школа, медиаконтент, диагностикаАннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования уровня медиаграмотности школьников 3-х классов общеобразовательной школы. Целью исследования являлась диагностика уровня сформированности медиаграмотности у учащихся начальных классов и выявление взаимосвязей между её основными компонентами. В исследовании приняли участие 115 обучающихся в возрасте 8–9 лет. В качестве диагностического инструмента использовалась авторская анкета, включающая 15 утверждений, сгруппированных по трём компонентам. Надёжность инструмента подтверждена коэффициентом Кронбаха (α = 0.805). Статистическая обработка включала расчёт описательных показателей, t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа Пирсона. Полученные результаты показали, что большинство учащихся обладают высоким уровнем медиаграмотности (89 %), особенно по компонентам «Цифровая безопасность» и «Работа с медиа». Вместе с тем уровень критического восприятия информации оказался сравнительно ниже. Установлены положительные корреляции между всеми компонентами, что подтверждает их взаимосвязанность. Результаты подчёркивают важность ранней диагностики медиаграмотности и необходимость педагогической поддержки формирования критического мышления у учащихся начальных классов.