Исследование медиаграмотности младших школьников: восприятие информации, цифровая безопасность и работа с медиа

Авторы

  • Айзат Аралбаева Казахский национальный педагогический университет им. Абая
  • Адлет Кариев Казахский национальный педагогический университет им. Абая
  • Гулсим Абдрасилова Таразский университет имени М.Х. Дулати

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-49-57

Ключевые слова:

медиаграмотность, критическое восприятие информации, цифровая безопасность, начальная школа, медиаконтент, диагностика

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования уровня медиаграмотности школьников 3-х классов общеобразовательной школы. Целью исследования являлась диагностика уровня сформированности медиаграмотности у учащихся начальных классов и выявление взаимосвязей между её основными компонентами. В исследовании приняли участие 115 обучающихся в возрасте 8–9 лет. В качестве диагностического инструмента использовалась авторская анкета, включающая 15 утверждений, сгруппированных по трём компонентам. Надёжность инструмента подтверждена коэффициентом Кронбаха (α = 0.805). Статистическая обработка включала расчёт описательных показателей, t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа Пирсона. Полученные результаты показали, что большинство учащихся обладают высоким уровнем медиаграмотности (89 %), особенно по компонентам «Цифровая безопасность» и «Работа с медиа». Вместе с тем уровень критического восприятия информации оказался сравнительно ниже. Установлены положительные корреляции между всеми компонентами, что подтверждает их взаимосвязанность. Результаты подчёркивают важность ранней диагностики медиаграмотности и необходимость педагогической поддержки формирования критического мышления у учащихся начальных классов.

Загрузки

Опубликован

30.06.2025

Как цитировать

Аралбаева , А., Кариев , А., & Абдрасилова , Г. (2025). Исследование медиаграмотности младших школьников: восприятие информации, цифровая безопасность и работа с медиа. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 113(2), 49–57. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-49-57

Выпуск

Раздел

Методика преподавания дисциплин