Рефлексивные компетенции педагогов в условиях инклюзивной практики в организациях образования РК: результаты исследования и пути развития

Авторы

  • Лаура Бутабаева Абай атындағы Қазақ Ұлттық педагогикалық университеті
  • Акерке Умирбекова Казахский национальный педагогический университет имени Абая
  • Светлана Исмагулова Ы. Алтынсарин атындағы Ұлттық білім академиясы
  • Айдана Жүсіп Ы. Алтынсарин атындағы Ұлттық білім академиясы

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2023-3-182-191

Ключевые слова:

дети с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, инклюзивная практика, рефлексивные компетенции, навыки

Аннотация

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам развития рефлексивных компетенций педагогов. Обладание указанными навыками может помочь педагогам сформулировать ожидаемые результаты, осмыслить достижение целей работы, определить и внести коррективы в траекторию развития, а также самосовершенствоваться в профессиональном и личностном плане. Что, в свою очередь, будет способствовать формированию комфортной безопасной среды для всех участников образовательного процесса. При этом актуальным является изучение рефлексивных навыков педагогов с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей всех детей. В данной статье представлены результаты исследования, проведенного авторами статьи с целью изучения способностей педагогов исследовать и анализировать свою деятельность в условиях инклюзивного образования, также представлены пути развития рефлексивных компетенций педагогов. В частности, в статье в качестве рекомендаций для учителей по развитию рефлексивных компетенций в инклюзивной среде представлена краткая информация о пяти особенностях рефлексивного обучения в инклюзивной среде, трех основных элементах профессионального мастерства в инклюзивном образовании, а также представлена информация об основных этапах цикла рефлексии, разработанные зарубежными учеными. Следует отметить, что данные рекомендации полезны педагогам при организации учебного процесса с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей всех детей.

Загрузки

Опубликован

30.09.2023

Как цитировать

Бутабаева, Л., Умирбекова , А., Исмагулова, С., & Жүсіп, А. (2023). Рефлексивные компетенции педагогов в условиях инклюзивной практики в организациях образования РК: результаты исследования и пути развития. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 106(3), 182–191. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2023-3-182-191

Выпуск

Раздел

Специальное и инклюзивное образование