Влияние цифровой грамотности родителей на стратегии обеспечения безопасности детей в интернете

Авторы

  • Алмагуль Асаинова Павлодарский педагогический университет им. Ә. Марғұлан https://orcid.org/0000-0003-0909-9767
  • Жанбол Жилбаева Павлодарский педагогический университет им. Ә. Марғұлан https://orcid.org/0000-0003-1868-1142
  • Кымбатша Мухамедиева Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан
  • Дария Абыкенова Павлодарский педагогический университет им. Ә. Марғұлан

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-104-116

Ключевые слова:

цифровая грамотность, кибербезопасность, безопасность детей в интернете, цифровая среда, родительский контроль

Аннотация

Настоящее исследование посвящено изучению влияния уровня цифровой грамотности родителей на применяемые ими стратегии обеспечения безопасности детей в интернете. В связи со стремительным ростом цифровой среды и сопутствующими рисками для детей, родительский контроль становится ключевым инструментом защиты. Целью исследования является выявление различий в подходах к родительскому контролю в зависимости от уровня цифровой грамотности родителей.

Было проведено количественное поперечное исследование с использованием онлайн-анкетирования, в котором приняли участие 273 родителя. Опросник включал блоки вопросов, посвященных социально-демографическим характеристикам, стратегиям родительского контроля (ограничительный, поведенческий, психологический, поддерживающий) и уровню цифровой грамотности родителей. Для анализа данных использовались методы описательной статистики и корреляционный анализ Пирсона.

Результаты исследования показали значительную разницу в подходах к родительскому контролю в зависимости от уровня цифровой грамотности родителей. Родители с высоким уровнем цифровой грамотности чаще применяют активные и комплексные стратегии, включая технические средства контроля, обучение безопасному поведению и поддержку в освоении технологий. Они более уверенно используют ограничительный контроль через технические средства и чаще объясняют правила безопасности. Родители с низким уровнем цифровой грамотности проявляют большую склонность к использованию наказаний и запугивания. Поддерживающий контроль, включающий наставничество и обсуждение интернет-активности, используется реже.

Цифровая грамотность родителей является важнейшим фактором в выборе эффективных стратегий родительского контроля. Полученные данные свидетельствуют о необходимости внедрения образовательных программ для повышения цифровой грамотности родителей. Для создания безопасной цифровой среды для детей необходим целостный подход, сочетающий развитие цифровой грамотности родителей с применением разнообразных стратегий родительского контроля.

Загрузки

Опубликован

30.06.2025

Как цитировать

Асаинова, А., Жилбаева, Ж., Мухамедиева , К., & Абыкенова, Д. (2025). Влияние цифровой грамотности родителей на стратегии обеспечения безопасности детей в интернете. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 113(2), 104–116. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-104-116

Выпуск

Раздел

Воспитание и развитие личности