Влияние цифровой грамотности родителей на стратегии обеспечения безопасности детей в интернете
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-104-116Ключевые слова:
цифровая грамотность, кибербезопасность, безопасность детей в интернете, цифровая среда, родительский контрольАннотация
Настоящее исследование посвящено изучению влияния уровня цифровой грамотности родителей на применяемые ими стратегии обеспечения безопасности детей в интернете. В связи со стремительным ростом цифровой среды и сопутствующими рисками для детей, родительский контроль становится ключевым инструментом защиты. Целью исследования является выявление различий в подходах к родительскому контролю в зависимости от уровня цифровой грамотности родителей.
Было проведено количественное поперечное исследование с использованием онлайн-анкетирования, в котором приняли участие 273 родителя. Опросник включал блоки вопросов, посвященных социально-демографическим характеристикам, стратегиям родительского контроля (ограничительный, поведенческий, психологический, поддерживающий) и уровню цифровой грамотности родителей. Для анализа данных использовались методы описательной статистики и корреляционный анализ Пирсона.
Результаты исследования показали значительную разницу в подходах к родительскому контролю в зависимости от уровня цифровой грамотности родителей. Родители с высоким уровнем цифровой грамотности чаще применяют активные и комплексные стратегии, включая технические средства контроля, обучение безопасному поведению и поддержку в освоении технологий. Они более уверенно используют ограничительный контроль через технические средства и чаще объясняют правила безопасности. Родители с низким уровнем цифровой грамотности проявляют большую склонность к использованию наказаний и запугивания. Поддерживающий контроль, включающий наставничество и обсуждение интернет-активности, используется реже.
Цифровая грамотность родителей является важнейшим фактором в выборе эффективных стратегий родительского контроля. Полученные данные свидетельствуют о необходимости внедрения образовательных программ для повышения цифровой грамотности родителей. Для создания безопасной цифровой среды для детей необходим целостный подход, сочетающий развитие цифровой грамотности родителей с применением разнообразных стратегий родительского контроля.
ҚАЗ
РУС
ENG