Особенности адаптации общеобразовательной программы при оценке особых образовательных потребностей

Авторы

  • Сауле Булабаева Казахский национальный женский педагогический университет
  • Барысгуль Кенес Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-180-191

Ключевые слова:

особые образовательные потребности, адаптация общеобразовательных программ, оценка образовательных достижений, карта достижений, инклюзивное образование

Аннотация

В статье представлено исследование, направленное на выявление особенностей и трудностей адаптации образовательных программ учителями при работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Для реализации цели исследования был проведён опрос среди учителей городских и сельских школ всех регионов Казахстана. В опросе приняли участие 16 355 учителей общеобразовательных школ. Исследование проводилось онлайн с использованием платформы Google Forms. Наибольшее число респондентов было зафиксировано в Туркестанской области (2086 человек). В ходе исследования было установлено, что наивысший уровень готовности к работе с обучающимися с ООП (63,4%) наблюдается среди молодых учителей со стажем менее одного года. В числе необходимых форм поддержки для адаптации программ 32% учителей отметили потребность в курсах повышения квалификации. В разделе «Обсуждение и результаты» статьи полученные данные были сопоставлены с результатами других исследований, проведённых в Казахстане. В заключении были выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются учителя при адаптации программ: учет индивидуальных особенностей детей, адаптация целей обучения в соответствии с возможностями обучающихся с ООП, проведение диагностики и оценивание учебных достижений.

Загрузки

Опубликован

30.06.2025

Как цитировать

Булабаева, С., & Кенес, Б. (2025). Особенности адаптации общеобразовательной программы при оценке особых образовательных потребностей. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 113(2), 180–191. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-180-191

Выпуск

Раздел

Специальное и инклюзивное образование