Эффективность программы развития эмпатии у обучающихся 8–9 классов общеобразовательной школы

Авторы

  • Николай Кожахметов Академия образования Таджикистана

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-142-151

Ключевые слова:

эмпатия, подростки, школьное образование, программа развития, эмоциональная компетентность

Аннотация

Целью данного исследования была оценка эффективности разработанной программы, направленной на развитие эмпатии у учащихся средней общеобразовательной школы. В квазиэкспериментальном проекте приняли участие 200 обучающихся 8 и 9 классов, разделенных поровну на экспериментальную и контрольную группы. Формирующий этап исследования заключался во внедрении авторской программы развития эмпатии. Уровни эмпатии измерялись с помощью шкалы эмпатии А. Меграбяна и Н. Эпштейна до и после реализации программы. Результаты показали заметное улучшение уровня эмпатии обучающихся экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе существенных изменений не наблюдалось. Статистический анализ с использованием критерия χ² Пирсона подтвердил достоверную разницу между оценками до и после тестирования в экспериментальной группе (χ2  = 11,7, p = 0,019). Полученные в ходе эксперимента результаты подчеркивают эффективность целенаправленных педагогических вмешательств в развитии эмпатии и укреплении эмоциональных и социальных компетенций подростков в школьных условиях.

Загрузки

Опубликован

30.06.2025

Как цитировать

Кожахметов, Н. (2025). Эффективность программы развития эмпатии у обучающихся 8–9 классов общеобразовательной школы. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 113(2), 142–151. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-142-151

Выпуск

Раздел

Воспитание и развитие личности