SWOT-анализ методов и инструментов среднего образования в условиях цифровой трансформации

Авторы

  • Меруерт Темирханова Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева
  • Гульмира Абильдинова Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева
  • Джелаль Караджа Аксарайский университет

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-3-57-67

Ключевые слова:

цифровая трансформация, среднее образование, методы обучения, образовательные инструменты, SWOT-анализ

Аннотация

Цифровая трансформация изменила методы преподавания и обучения в системе среднего образования. В данном исследовании проводится SWOT-анализ цифровых методов и инструментов с акцентом на Международную школу Астаны. Структура, основанная на смешанных методах (опросы среди 50 преподавателей и 200 учащихся, полуструктурированные интервью и анализ документов), включает в себя пять исследовательских вопросов, согласованных с SWOT, и четкую цепочку доказательств, которая привязывает каждый результат к исходному методу. Опросы показывают высокий уровень внедрения (95% преподавателей, 98% учащихся) и частое использование Microsoft Teams (85%) и Google Classroom (70%); среди учащихся распространены Kahoot (75%) и Quizlet (60%). Среди отмеченных ограничений - потребность в обучении (80% преподавателей), трудности с интеграцией (70%) и ощущение монотонности (55% учащихся; 25% преподавателей). Отмечается использование искусственного интеллекта (45% учащихся), наряду с проблемами академической честности (учащиеся: 30% часто, 50% иногда, 20% никогда; преподаватели: 10%, 40%, 50%). Интервью объясняют эти закономерности — недостаточная поддержка, необходимость диверсификации процессов разработки и недостаточное использование виртуальных лабораторий, — а анализ документов подтверждает необходимость принятия и интеграции без введения новых показателей. Последствия включают целенаправленные инвестиции в надежную инфраструктуру, структурированное профессиональное обучение и общешкольные системы обеспечения целостности, которые обеспечивают баланс между продуктивным использованием ИИ и четкими нормами. Ограничения включают в себя ограничение одной школой, самоотчётностью и кросс-секционным дизайном; в будущей работе следует оценить внедрение в нескольких школах и долгосрочное воздействие.

Загрузки

Опубликован

09.10.2025 — Обновлена 09.10.2025

Версии

Как цитировать

Темирханова, М., Абильдинова, Г., & Караджа, Д. (2025). SWOT-анализ методов и инструментов среднего образования в условиях цифровой трансформации. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 114(3). https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-3-57-67

Выпуск

Раздел

Образовательная политика, инновации и цифровизация в образовательном процессе