Геймификация как один из способов развития soft skills у старшеклассников
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-128-141Ключевые слова:
геймификация, гибкие навыки, креативное мышление, старшеклассники, способы обученияАннотация
Настоящее исследование посвящено разработке и экспериментальному обоснованию психолого-педагогической модели геймификации образовательного процесса, направленного на развитие soft skills (гибких навыков) у старшеклассников. В условиях современной школы все более очевидной становится необходимость интеграции инновационных подходов, способствующих формированию метапредметных компетенций, таких как коммуникативные и организационные способности, стрессоустойчивость, самооценка и умение работать в команде. Геймификация рассматривается в исследовании как эффективный метод повышения вовлеченности и мотивации учащихся, а также как стимул когнитивного и личностного роста. Методологическая основа исследования включает комплекс количественных и качественных методов: анализ литературы, педагогическое наблюдение, интервью, моделирование и педагогический эксперимент с последующим психодиагностическим тестированием. В эксперименте приняли участие две группы старшеклассников — экспериментальная и контрольная, с целью выявления изменений в уровне развития гибких навыков после внедрения игровых элементов в образовательную среду. Результаты показали, что учащиеся экспериментальной группы продемонстрировали заметное улучшение в развитии ключевых soft skills по сравнению с контрольной группой. Отмечено повышение уровня коммуникативных и организационных способностей, формирование более адекватной самооценки, улучшение эмоциональной устойчивости. Разработанная модель геймификации отличается гибкостью, адаптивностью к учебным предметам и возрастным особенностям учащихся, а также активным участием учителей в процессе оценки и сопровождения. Ее можно эффективно интегрировать в образовательную практику как в гуманитарных, так и в естественнонаучных дисциплинах.
ҚАЗ
РУС
ENG