Геймификация как один из способов развития soft skills у старшеклассников

Авторы

  • Жанар Байгожина Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева https://orcid.org/0000-0001-8832-2087
  • Гулжан Гауриева Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева https://orcid.org/0000-0003-2742-7947
  • Хадиша Омарова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева https://orcid.org/0009-0001-2092-8979
  • Берик Матаев Павлодарский педагогический университет им. Ә. Марғұлан

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-128-141

Ключевые слова:

геймификация, гибкие навыки, креативное мышление, старшеклассники, способы обучения

Аннотация

Настоящее исследование посвящено разработке и экспериментальному обоснованию психолого-педагогической модели геймификации образовательного процесса, направленного на развитие soft skills (гибких навыков) у старшеклассников. В условиях современной школы все более очевидной становится необходимость интеграции инновационных подходов, способствующих формированию метапредметных компетенций, таких как коммуникативные и организационные способности, стрессоустойчивость, самооценка и умение работать в команде. Геймификация рассматривается в исследовании как эффективный метод повышения вовлеченности и мотивации учащихся, а также как стимул когнитивного и личностного роста.  Методологическая основа исследования включает комплекс количественных и качественных методов: анализ литературы, педагогическое наблюдение, интервью, моделирование и педагогический эксперимент с последующим психодиагностическим тестированием. В эксперименте приняли участие две группы старшеклассников — экспериментальная и контрольная, с целью выявления изменений в уровне развития гибких навыков после внедрения игровых элементов в образовательную среду.  Результаты показали, что учащиеся экспериментальной группы продемонстрировали заметное улучшение в развитии ключевых soft skills по сравнению с контрольной группой. Отмечено повышение уровня коммуникативных и организационных способностей, формирование более адекватной самооценки, улучшение эмоциональной устойчивости.  Разработанная модель геймификации отличается гибкостью, адаптивностью к учебным предметам и возрастным особенностям учащихся, а также активным участием учителей в процессе оценки и сопровождения. Ее можно эффективно интегрировать в образовательную практику как в гуманитарных, так и в естественнонаучных дисциплинах.  

Загрузки

Опубликован

30.06.2025

Как цитировать

Байгожина , Ж., Гауриева , Г., Омарова , Х., & Матаев, Б. (2025). Геймификация как один из способов развития soft skills у старшеклассников. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 113(2), 128–141. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-128-141

Выпуск

Раздел

Воспитание и развитие личности