Анализ текущих исследований по неформальному обучению
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-10-20Ключевые слова:
неформальное обучение, доступное образование, образовательные программы, признание квалификаций, нормативные актыАннотация
В статье рассматриваются ключевые направления развития неформального обучения и повышения доступности образования в условиях стремительных экономических и технологических изменений. Актуальность темы обусловлена растущим спросом общества на гибкие форматы образования, соответствующие быстро меняющимся требованиям, а также необходимостью обучения на протяжении всей жизни. Цель статьи – предложить эффективные пути развития и интеграции неформального обучения в систему образования, проанализировав его теоретические основы, передовой международный опыт и текущее состояние в Казахстане. Методы исследования включали анализ нормативно-правовых актов Казахстана и международных документов, обзор научных публикаций на платформах Web of Science и Scopus, а также сравнительный и системно-комплексный анализ. Выявлены три основные проблемы неформального обучения в Казахстане: недостаточное финансирование, отсутствие системы признания результатов обучения и необходимость обновления нормативно-правовой базы. Изучены успешные международные практики, такие как системы признания квалификаций, внедрённые в Южной Корее, Австралии и Швеции. Для повышения ценности исследования представлен общий обзор количественных тенденций, включая рост числа участников неформального обучения и развитие онлайн-платформ. Отмечена важная роль дистанционного образования и онлайн-платформ в расширении доступа к знаниям и повышении их качества. Полученные результаты могут служить основой для совершенствования политики в области неформального обучения в Казахстане и разработки стратегий и программ, обеспечивающих доступность образования для всех.