Исследование аутентичных целей и инструментальных мотивов обучающихся при выборе профессии
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-117-127Ключевые слова:
мотивация, выбор профессии, обучающийся, аутентичная цель, инструментальный мотив, профессиональные ценностиАннотация
В статье рассматриваются аутентичные и инструментальные мотивы обучающихся при выборе профессии в контексте системы профессиональных ценностей. Цель исследования – предотвратить подмену обучающимися подлинных (аутентичных) целей инструментальными мотивами в процессе профессионального самоопределения. В исследовании приняли участие 92 обучающихся общеобразовательных школ города Астаны. В рамках исследования были использованы девять шкал профессиональных ценностей: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, связанные с содержанием труда, материальные, престижные и утилитарные. Данные были обработаны с применением описательной статистики, корреляционного анализа Спирмена и факторного анализа. Результаты показали, что наивысшие оценки получили познавательные и утилитарные ценности, а в факторной структуре моральные, социальные и творческие ценности объединились с материальными и престижными мотивами в один компонент. Это свидетельствует о перекрытии аутентичных и инструментальных установок в мотивационной структуре обучающихся. Кроме того, шкала, связанная с содержанием труда, показала высокую уникальность и слабую связь с другими компонентами. Результаты исследования подчеркивают необходимость применения в профориентационной работе подходов, поддерживающих личностно значимые цели обучающихся и формирующих критическое отношение к утилитарным мотивам.
ҚАЗ
РУС
ENG