Исследование аутентичных целей и инструментальных мотивов обучающихся при выборе профессии

Авторы

  • Назымгүл Албытова Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева
  • Айжан Мағауия Национальная академия образования имени И. Алтынсарина
  • Айгул Байтекеева Алматинский казахский гуманитарно-педагогический колледж №1

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-117-127

Ключевые слова:

мотивация, выбор профессии, обучающийся, аутентичная цель, инструментальный мотив, профессиональные ценности

Аннотация

В статье рассматриваются аутентичные и инструментальные мотивы обучающихся при выборе профессии в контексте системы профессиональных ценностей. Цель исследования – предотвратить подмену обучающимися подлинных (аутентичных) целей инструментальными мотивами в процессе профессионального самоопределения. В исследовании приняли участие 92 обучающихся общеобразовательных школ города Астаны. В рамках исследования были использованы девять шкал профессиональных ценностей: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, связанные с содержанием труда, материальные, престижные и утилитарные. Данные были обработаны с применением описательной статистики, корреляционного анализа Спирмена и факторного анализа. Результаты показали, что наивысшие оценки получили познавательные и утилитарные ценности, а в факторной структуре моральные, социальные и творческие ценности объединились с материальными и престижными мотивами в один компонент. Это свидетельствует о перекрытии аутентичных и инструментальных установок в мотивационной структуре обучающихся. Кроме того, шкала, связанная с содержанием труда, показала высокую уникальность и слабую связь с другими компонентами. Результаты исследования подчеркивают необходимость применения в профориентационной работе подходов, поддерживающих личностно значимые цели обучающихся и формирующих критическое отношение к утилитарным мотивам.

Биография автора

Назымгүл Албытова, Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева

кандидата педагогических наук, ассоциированного профессор

Загрузки

Опубликован

30.06.2025

Как цитировать

Албытова, Н., Мағауия, А., & Байтекеева, А. (2025). Исследование аутентичных целей и инструментальных мотивов обучающихся при выборе профессии. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 113(2), 117–127. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-2-117-127

Выпуск

Раздел

Воспитание и развитие личности