Корректное формулирование заданий по чтению и эффективное применение когнитивных стратегий в развитии функциональной грамотности учащихся
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2024-3-28-46Ключевые слова:
функциональная грамотность, читательская грамотность, международное исследование PISA, оценивание, внутреннее и внешнее оценивание, критерий, метакогнитивные и когнитивные стратегии, чтение текстов и заданий в стиле PISAАннотация
Формулирование заданий по чтению и применение когнитивных стратегий имеют решающее значение для развития функциональной грамотности. Функциональная грамотность выходит за рамки базовых навыков чтения; оно предполагает способность эффективно понимать, анализировать и синтезировать информацию, что имеет решающее значение в академической и профессиональной среде. Четкая формулировка задач по чтению; Применение когнитивных стратегий; Развитие функциональной грамотности. Правильная формулировка задач по чтению и стратегическое применение когнитивных навыков имеют основополагающее значение для развития функциональной грамотности. Эти практики дают учащимся возможность активно работать с текстами, улучшают понимание и развивают навыки обучения на протяжении всей жизни, необходимые для академических успехов и за его пределами. Интегрируя эти элементы, преподаватели могут эффективно подготовить учащихся к навигации и успеху в разнообразных средах чтения и обучения. В статье рассматриваются низкие показатели казахстанских студентов по читательской грамотности в исследовании PISA, показателю функциональной грамотности, а также их трудности при выполнении заданий. При этом всесторонне анализируются опыт исследования и результаты использования заданий PISA, созданных самими преподавателями, и методики их изучения (когнитивных стратегий).