Организационно-педагогические основы взаимодействия организаций образования всех уровней как фактор преемственности и непрерывности психолога-педагогического сопровождения
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2024-3-130-146Ключевые слова:
инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение, межведомственное взаимодействие, системный подход, непрерывность, преемственностьАннотация
В статье рассматриваются вопросы реализации организациями образования всех уровней процесса психолого-педагогического сопровождения обучающихся. По итогам результатов отечественных исследований состояния психолого-педагогического сопровождения, проведённых авторами, выявлена недостаточная эффективность работы служб психолого-педагогического сопровождения обучающихся, трудности большинства педагогов общеобразовательных школ в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. С целью изучения состояния психолого-педагогического сопровождения воспитанников и обучающихся при получении дошкольного, среднего, технического и профессионального, послесреднего образования, а также определения путей совершенствования деятельности организаций образования по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в условиях инклюзивного образования членами исследовательской группы проведено научное исследование в дошкольных организациях, общеобразовательных школах, организациях технического и профессионального, послесреднего образования. Анализ результатов исследования, проведённый методом триангуляции качественных и количественных данных, полученных в результате изучения международного и отечественного опыта, действующих нормативных документов Казахстана по вопросам оказания психолого-педагогического сопровождения, результатов исследований состояния психолого-педагогического сопровождения в организациях образования страны выявил ряд проблемных вопросов в реализации процесса психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Основными трудностями по реализации процесса психолого-педагогического сопровождения обучающихся, как отмечают члены исследовательской группы, является преобладание медицинской модели особых образовательных потребностей над социально-педагогической в мышлении педагогов; несистемность процесса психолого-педагогического сопровождения; недостаточное внутреннее и внешнее взаимодействие организаций образования всех уровней в оказании комплексной психолого-педагогической поддержки обучающихся на всех уровнях образования. По итогам исследования членами исследовательской группы сформулирован вывод о необходимости применения системного подхода в реализации непрерывного комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех уровнях образования; предлагаются пути реализации непрерывного комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся на всех уровнях образования. Данные организационно-педагогические условия составят научно-методологическую основу для разработки исследователями модели комплексного психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса на основе преемственности и непрерывности.