Повышение качества образования через формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2024-2-33-42Ключевые слова:
функциональная грамотность, текстовая работа, слова в тексте, исследовательская работаАннотация
Целью данной работы является повышение качества образования через формирование функциональной грамотности учащихся. Актуальность исследовательской работы заключается в необходимости выявления путей развития функциональной грамотности учащихся, разработки методов и форм. Исследование проводилось в гимназии имени Абая для одаренных детей г. Павлодара. Для определения функциональной грамотности учащихся на уроках биологии были опрошены 67 учащихся 6, 8, 9 классов. По результатам опроса выяснилось, что школьники при работе с текстом испытывают трудности с выделением ключевых слов, поиском основной идеи темы и предпочитают уделять больше внимания развитию исследовательских навыков. Для решения вышеуказанных задач разработаны задания, направленные на повышение функциональной грамотности обучающихся на уроках биологии, составлены планы уроков и проведены занятия, направленные на совершенствование навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся посредством проектной деятельности, а также на повышение критического мышления, формирование умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях. В результате исследовательской работы сформированы практические навыки учащихся проектной деятельности в учебном процессе, умения анализировать, рассуждать, демонстрировать выполненную работу. Новизна работы заключается в том, что с учетом возрастных особенностей обучающихся рассмотрены эффективные пути формирования функциональной грамотности и реализованы этапы проектной деятельности составлены планы уроков, даны научно обоснованные мотивированные рекомендации.