Роль эмоционального интеллекта в профессиональной ориентации обучающихся школы
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2024-1-63-70Ключевые слова:
эмоциональный интеллект, профессиональная ориентация, принятие карьерных решений, школа, эмпатияАннотация
В данной статье исследуется роль эмоционального интеллекта в про- фессиональной ориентации школьников. Целью исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в профессиональной ориентации обучающихся школы, эмоциональной интелектности и факторов, влияющих на желание и выбор профессии учащимися школы. Исследование проводилось среди учащихся 8, 9 и 10 классов г. Павлодара. Исследование проводилось с использованием анкеты Д. Люсина «ЭмИн» для определения уровня эмоционального интеллекта и авторской профориентационной анкеты. Результаты показали, что уровень эмоционального интеллекта школьников коррелирует с намерениями при выборе профессии, а также с факторами и препятствиями, влияющими на этот выбор. Эмоционально интеллектуально грамотные школьники руководствуются аспекта- ми, связанными с социальной значимостью профессии, в то время как школьники, продемонстрировавшие низкий уровень эмоционального интеллекта, ориентируются на материальные аспекты и внешние влияющие факторы. Эти результаты подчеркивают важность интеграции развития эмоционального интеллекта в образовательный процесс с целью подготовки школьников к осознанному выбору профессии и успешной адаптации в будущей рабочей среде. Данное исследование имеет практическое значение для образовательных учреждений и педагогов, родителей.