Качество урока казахской литературы и компетентность учителя: рекомендации на основе анализа
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2024-1-98-110Ключевые слова:
компетентность учителя казахской литературы, литературоведческая компетентность, литературная компетентность, методическая компетентность, педагогическая компетентность, психологическая компетентность, качество уроков литературыАннотация
В статье рассматриваются требования к учителю казахской литературы и его отражение в практике, барьеры в развитии необходимых профессиональных компетенций. Содержание комплексной многокомпонентной компетенции учителя литературы определено в Национальной академии образования им. И. Алтынсарина. Каким должен быть поступок учителя по вопросу качественного литературного образования в школе, на основе этого содержания которого сегодня не реализуется полноценно? Необходимо не только преподавать предмет, но и развивать на его основе метапредметные компетенции, такие как приобщение учащихся к национальной ценности, формирование их эмоционального интеллекта, обучение полезным применениям информационных технологий к учащимся, экономия времени и эффективное применение. В этой связи, на основе проведения наблюдений за уроками литературы, выявлены пробелы в профессиональной работе молодого учителя литературы. Кроме того, по казахской литературе, как и по любой дисциплине в области образования, заявлено, что предметно-содержательный, педагогический, дидактический, психологический, методический и междисциплинарный компонент, а также этико-философский, историко-культурный компонент в соответствии со спецификой дисциплины. На основе этих компонентов разработан и предложен механизм комплексного обучения художественному произведению, эффективность которого также обсуждается между учителем и студентами. В статье обозначено содержание и перспективных работ в данном направлении.