Перспективы и риски использования технологий искусственного интеллекта и VR в школе

Авторы

  • Манаргуль Мукашева Национальная академия образования им.И.Алтынсарина
  • Айнұр Мұхиядин ESIL University
  • Айгерим Нургалиева Национальная академия образования имени И. Алтынсарина
  • Аида Абильякимова Национальная академия образования им.И.Алтынсарина

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-3-44-56

Ключевые слова:

искусственный интеллект, виртуальная реальность, иммерсивные технологии, среднее образование, риски в образовании

Аннотация

Данная статья посвящена анализу возможностей и рисков применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) и виртуальной реальности (VR) в образовательном процессе. Основная цель работы – изучая синергию этих двух технологий, определить их перспективы в образовании и оценить потенциальные риски. В исследовании применялись смешанные методы: был проведен качественный анализ международных и отечественных научных источников, а также проведено анкетирование среди более чем 42 тысяч обучающихся и педагогов Казахстана, результаты которого были обработаны количественно. Результаты исследования показали потенциал технологий ИИ и VR для реализации адаптивного обучения, повышения вовлеченности обучающихся и оптимизации труда педагогов. Анкетирование подтвердило заинтересованность участников в новых технологиях и их готовность к внедрению. Вместе с тем были выявлены значительные риски, такие как конфиденциальность данных, плагиат, этические проблемы и недостаточность инфраструктуры. В заключение, сочетание ИИ и VR является новым и перспективным направлением для образования, в частности, для дистанционного обучения, однако его безопасное и эффективное внедрение требует комплексных методических и организационных решений, учитывающих выявленные риски.

Загрузки

Опубликован

09.10.2025 — Обновлена 30.09.2025

Версии

Как цитировать

Мукашева, М., Мұхиядин, А., Нургалиева, А., & Абильякимова, А. (2025). Перспективы и риски использования технологий искусственного интеллекта и VR в школе . Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 114(3), 44–56. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-3-44-56 (Original work published 9 октябрь 2025 г.)

Выпуск

Раздел

Образовательная политика, инновации и цифровизация в образовательном процессе