Принципы проектирования интеллектуальных систем обучения: педагогический взгляд
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-31-41Ключевые слова:
интеллектуальная система обучения, архитектурная модель, проектирование, педагогические принципы, искусственный интеллект.Аннотация
В статье проведён анализ принципов и архитектурных основ, необходимых для проектирования педагогически эффективных интеллектуальных обучающих систем. Актуальность исследования обоснована необходимостью перехода от традиционных методов обучения к цифровым и интеллектуальным образовательным платформам, а также подчёркнута важность интеграции педагогических принципов. Цель исследования – разработка архитектурной модели интеллектуальной обучающей системы, основанной на педагогических подходах, и описание её основных компонентов. Каждый уровень модели был разработан с целью обеспечения как технологической, так и педагогической целесообразности системы. Исследование проводилось на основе конструктивистских, бихевиористских и когнитивистских теорий с применением структурного и коммуникативного методов анализа. Область подготовки и повышения квалификации учителей информатики была выбрана в качестве подходящей среды для демонстрации всех возможностей интеллектуальных систем. В результате исследования была предложена архитектурная модель интеллектуальной обучающей системы, включающая уровни пользовательского интерфейса, прикладной уровень, интеллектуальный уровень, уровень данных, интеграционный и инфраструктурный уровни.