Принципы проектирования интеллектуальных систем обучения: педагогический взгляд

Авторы

  • Жандос Зулпыхар Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Аппақ Есіркеп Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Маржан Галимжанова Национальная академия образования имени И.Алтынсарина
  • Сымбат Нургалиева Astana IT University

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-31-41

Ключевые слова:

интеллектуальная система обучения, архитектурная модель, проектирование, педагогические принципы, искусственный интеллект.

Аннотация

В статье проведён анализ принципов и архитектурных основ, необходимых для проектирования педагогически эффективных интеллектуальных обучающих систем. Актуальность исследования обоснована необходимостью перехода от традиционных методов обучения к цифровым и интеллектуальным образовательным платформам, а также подчёркнута важность интеграции педагогических принципов. Цель исследования – разработка архитектурной модели интеллектуальной обучающей системы, основанной на педагогических подходах, и описание её основных компонентов. Каждый уровень модели был разработан с целью обеспечения как технологической, так и педагогической целесообразности системы. Исследование проводилось на основе конструктивистских, бихевиористских и когнитивистских теорий с применением структурного и коммуникативного методов анализа. Область подготовки и повышения квалификации учителей информатики была выбрана в качестве подходящей среды для демонстрации всех возможностей интеллектуальных систем. В результате исследования была предложена архитектурная модель интеллектуальной обучающей системы, включающая уровни пользовательского интерфейса, прикладной уровень, интеллектуальный уровень, уровень данных, интеграционный и инфраструктурный уровни.

Загрузки

Опубликован

31.03.2025

Как цитировать

Зулпыхар, Ж., Есіркеп, А., Галимжанова, М., & Нургалиева , С. (2025). Принципы проектирования интеллектуальных систем обучения: педагогический взгляд . Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 112(1), 31–41. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-31-41

Выпуск

Раздел

Образовательная политика, инновации и цифровизация в образовательном процессе