Учитель как наставник: профессиональные компетенции, влияющие на профориентацию школьников

Авторы

  • Маржан Кененбаева Павлодарский педагогический университет им. Әлкей Марғұлан https://orcid.org/0000-0002-4127-664X
  • Мөлдір Темиргалиева Павлодарский педагогический университет им. Әлкей Марғұлан https://orcid.org/0009-0004-2435-3334
  • Айжан Оразбай Павлодарский педагогический университет им. Әлкей Марғұлан https://orcid.org/0000-0002-8593-9425
  • Арай Рахимжанова Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-245-256

Ключевые слова:

профориентация, учитель, наставник, учащиеся, родители

Аннотация

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты, связанные с определением наиболее значимых профессиональных компетенций, которыми должен обладать учитель-наставник для позитивного воздействия на процесс профориентации школьников. На основе опроса учителей были выявлены значимые компетенции, необходимые для эффективной профориентационной работы. Основное внимание уделяется личностным и профессиональным качествам, которые способствуют успешному формированию у школьников интереса к различным профессиям, поддержке их в осознанном выборе и развитию профориентационных навыков.

В процессе наблюдения определены наиболее важные компетенции учителя-наставника, направленные на содействие профессиональному самоопределению школьников. К таким компетенциям относятся умение мотивировать учащихся на изучение особенностей различных профессий, предоставлять поддержку в процессе выбора профессионального пути и развивать навыки, необходимые для профориентации.

Диагностика, проведённая среди учащихся и их родителей, позволила выявить основные профессиональные компетенции педагогов-наставников, а также их восприятие роли учителя в профориентационном процессе. Результаты исследования подтвердили значимость педагога-наставника как ключевой фигуры, оказывающей влияние на профессиональное самоопределение школьников и поддерживающей их родителей в этом процессе.

Учителя отмечают, что главными функциями наставников являются формирование у школьников интереса к профессиям и содействие осознанному выбору профессионального пути. При этом развитие конкретных профориентационных навыков рассматривается как менее значимый аспект. Среди наиболее важных личностных качеств педагога выделяются эмпатия, терпение, умение слушать и способность вдохновлять. Среди педагогических навыков особо подчёркивается значимость владения современными методиками обучения.

Загрузки

Опубликован

31.03.2025

Как цитировать

Кененбаева , М., Темиргалиева , М., Оразбай , А., & Рахимжанова, А. (2025). Учитель как наставник: профессиональные компетенции, влияющие на профориентацию школьников. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 112(1), 245–256. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-245-256

Выпуск

Раздел

Непрерывное педагогическое образование