Исследование социального интеллекта детей младшего школьного возраста в разных типах образовательных сред

Авторы

  • Юлия Белавина ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
  • Ирина Виноградова ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» https://orcid.org/0000-0002-2944-0988
  • Людмила Бычкова ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» https://orcid.org/0000-0002-0795-7548
  • Жанна Жакиянова Национальная академия образования имени И. Алтынсарина

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-151-168

Ключевые слова:

социальный интеллект, социальное осознание, социальные навыки, образовательная среда, музыкально-обогащенная образовательная среда

Аннотация

Психологическое благополучие человека проявляется в особенностях его поведения в различных жизненных ситуациях, определяется умением общаться и взаимодействовать с окружающими, достигая социального успеха, эмоциональной устойчивости и оптимального использования личностных ресурсов. В связи с этим важно понять, какие факторы и условия обуславливают развитие социально-коммуникативных навыков, составляющих основу социального интеллекта. Целью исследования явилось выявление особенностей социального интеллекта младших школьников, обучающихся в разных типах образовательных сред. Были реализованы следующие методы исследования: наблюдение, тестирование, экспертное оценивание, методы статистической обработки полученных данных (описательные статистики, однофакторный дисперсионный анализ, метод Двасса-Стила-Кричлоу-Флигнера). В выборке участвовали младшие школьники, обучающиеся в разных типах образовательных сред (N=108). Возраст – 9-10 лет. Для выявления факторов среды, влияющих на развитие социального интеллекта младших школьников, разработана модель музыкально-обогащенной образовательной среды, предполагающая ее насыщение музыкальным содержанием, обеспечение междисциплинарной интеграции урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования музыкальной и театрализованной направленности.  В результате проведенного исследования было выявлено, что у детей, обучающихся в условиях музыкально-обогащенной образовательной среды, имеются значимые различия в развитии социального интеллекта по сравнению с их сверстниками, обучающимися в музыкально стандартной образовательной среде, по показателям: социальное осознание, способность к сопереживанию, социальная выразительность, способность к саморегуляции. 

Биографии авторов

Юлия Белавина, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Аспирант

Ирина Виноградова, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Кандидат психологических наук, доцент дирекции образовательных программ ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Людмила Бычкова, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»

Загрузки

Опубликован

31.03.2025

Как цитировать

Белавина, Ю., Виноградова, И., Бычкова, Л., & Жакиянова, Ж. (2025). Исследование социального интеллекта детей младшего школьного возраста в разных типах образовательных сред. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 112(1), 151–168. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-151-168

Выпуск

Раздел

Воспитание и развитие личности