К вопросу формирования ценностных отношений казахстанских школьников к изучаемым языкам
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2024-4-151-166Ключевые слова:
языковое образование, аксиологизация языкового образования, ценностное отношение к языкам, критерии ценностного отношения, диагностика ценностного отношения, школьникиАннотация
Вопросы ценностного отношения школьников к изучаемым языкам авторы в данной статье рассматривают в контексте аксиологизации языкового образования. Выстроив композиционную структуру искомого явления, авторы сфокусировали свое внимание на вопросах мотивации школьников в изучении языков. В этом ключе указанная мотивация рассматривается авторами как один из ключевых критериев оценки ценностного отношения к языкам. В данной статье изложены материалы эмпирического исследования, направленного на диагностику и оценку уровня сформированности ценностного отношения казахстанских школьников к изучаемым языкам. При этом в фокус исследования взяты три языка: казахский (Т2), русский (Я2) и английский (L3). В терминологии трехъязычного образования в Казахстане это означает вторые и третий языки, т.е. казахский язык в школах с русским языком обучения, русский язык в школах с казахским языком обучения и английский независимо от языка обучения в школах. Авторы отмечают, что материалы, изложенные в данной статье, представляют собой один из фрагментов более широкого исследования, так как мотивация в изучении языков выступает одним из девяти критериев ценностного отношения к языкам. Целью исследования является выявление уровня мотивации казахстанских школьников в изучении трех языков. Основным методом исследования является онлайн-опрос, в котором приняли участие обучающиеся 6-9 классов школ четырех регионов Казахстана.