Обучение фразеологизмам с когнитивной точки зрения — основа для развития ораторских способностей учащихся
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-128-138Ключевые слова:
фразеологизм, когнитивный, ораторское искусство, навык, мировоззрение, национальный код, фоновое знаниеАннотация
В настоящее время на уроках «Казахский язык» уделяется особое внимание развитию речевых навыков учащихся. В связи с этим совершенствуются методы и приемы обучения, ищутся пути улучшения качества образования. В статье рассматривается вопрос развития ораторских способностей учащихся 10-11 классов через когнитивное освоение фразеологизмов. В статье показаны различия устойчивых выражений от лексических единиц — отдельных слов и свободных словосочетаний, а также конкретно обозначено, на что следует обращать особое внимание при развитии ораторских способностей через когнитивное обучение фразеологизмам. Автором даны рекомендации по улучшению коммуникативных навыков и речевой выразительности. В этом контексте отмечается, что при развитии ораторских способностей учащихся через когнитивное освоение фразеологизмов следует учитывать их психологические особенности, фоновое знание, коммуникативные речевые навыки и уровень владения речевой культурой. В статье подчеркивается, что развитие ораторских способностей через когнитивное освоение фразеологизмов должно осуществляться в единстве теории и практики. Анализируются труды ученых, исследующих фразеологизмы с когнитивной точки зрения, а также методические работы, посвященные когнитивному освоению устойчивых выражений. Подчеркивается, что развитие ораторских способностей через освоение фразеологизмов должно проходить поэтапно: на подготовительном этапе определяется уровень владения учащимися фразеологизмами и ораторскими навыками, учащиеся знакомятся с теоретическим материалом; на основном этапе с помощью различных упражнений закрепляется теоретическая информация о специфике, структуре и значении фразеологизмов, а также осуществляется их применение в речевых ситуациях, связываясь с теорией мотивации, что способствует развитию ораторских навыков. В статье приводятся конкретные рекомендации. Поэтапное формирование ораторских навыков учащихся через освоение фразеологизмов открывает возможности для улучшения их коммуникативных навыков и оттачивания ораторского мастерства. Когнитивное освоение фразеологизмов учащимися 10-11 классов способствует более глубокому пониманию национального мировоззрения, расширению их фоновых знаний, а также лингвистического и культурного кругозора. Это способствует формированию языковой личности, которая свободно выражает свои мысли, обладает богатым словарным запасом, умеет говорить ярко и выразительно, понимает национальный код и скрытый смысл фразеологизмов.