Развитие исследовательских навыков учащихся на уроках географии через деятельность, ориентированную на результат
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-42-60Ключевые слова:
географические знания, исследовательские навыки, деятельность ориентированная на результат, гидрологический объект, цифровой ресурсАннотация
В настоящее время количество и виды заданий, даваемых на уроках географии, очень велики. Но с точки зрения важности и содержания необходимо обеспечить использование деятельности, формирующей исследовательские навыки. Учащиеся, у которых развиты исследовательские навыки, должны быть уверены в выполнении заданий по географии в ходе учебного процесса и уметь использовать полученные навыки в повседневной жизни, в любых условиях. Создавая на уроке географии исследовательскую среду, учитель-предметник совершенствует практическую деятельность и реализует высокий уровень развития педагогических и исследовательских навыков. В статье представлены результаты исследования формирования исследовательских умений школьников в учебной и внеклассной деятельности. Определения понятия исследовательских навыков были даны на основе анализа научных источников. Учителя географии свободно участвовали в опросе, в результате которого были выявлены проблемы, связанные с темой исследования, и предложены пути их решения. По результатам анкетирования был определен ряд проблем, связанных с определением исследовательских способностей учащихся. Именно поэтому учителям географии были предложены методы обучения в качестве методического пособия и руководства для ученика. Представлены и определены количественными и статистическими методами программные варианты задач, выполняемых в традиционном и дистанционном формате, проводимых в научно-исследовательской работе и на ежедневных занятиях. Полученный в результате тест ANOVA показывает, что между группами существуют значительные различия, учитывая размер эффекта (0,54). В деятельности, развивающей исследовательские навыки учащихся, были рассмотрены возможности цифровых сервисов онлайн-обучения и дифференцированы виды ресурсов, повышающих интерес учащихся. Развитие исследовательских навыков является гарантией высоких и качественных предметных знаний учащихся.