Психосоматические нарушения обучающихся как следствие дидактогении в образовательном процессе

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-191-204

Ключевые слова:

психосоматическое нарушение, дидактогения, образовательный процесс школы, психосоматический симптом, дидактогенный невроз, здоровье сберегающие технологий, эмоциональный тип сотрудничества, метод форум-театр

Аннотация

Статья посвящена проблеме возникновения у обучающихся дидактогении как следствия деструктивных психических состояний, спровоцированных или инициированных нарушением педагогического этикета или правовых норм, отсутствием педагогического такта со стороны педагога. Анализируя материалы исследователей, авторами описан алгоритм возникновения психосоматического симптома, как результата работы психологического механизма защиты и механизма психологической адаптации к стрессовой ситуации, а также перерастание симптома в психосоматическое нарушение или расстройство, при отсутствии надлежащего психологического сопровождения. Представлены результаты опроса среди учащихся разных классов по вопросам проявления дидактогении, которые в дальнейшем сказываются на физическом и ментальном здоровье школьников, а также становятся одной из причин их академической неуспешности. Говоря об организации помощи детям и молодым людям как целостный процесс сопровождения, направленный на реорганизацию жизни человека, развитие понимания себя и мира, самореализацию путем построения с людьми и обществом отношений взаимопомощи и совместной реализации, авторы выделяют такие методы как: снятие блокирующих коммуникативных аффектов на занятиях; оказание коммуникативной поддержки в процессе обучения; установление обратной связи со всеми участниками педагогического процесса; правильная оценка психологических особенностей учащихся; развитие эмоционального типа сотрудничества между педагогом и обучающимся. В материалах статьи продемонстрированы результаты проведенного эксперимента с использованием метода форум-театр, целью которого являлось снижение проявление дидактогении у школьников при помощи поиска путей решения различных конфликтов между педагогами и учениками.

Биографии авторов

Іңкәр Аутаева, Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова

Магист педагогических наук, докторант образовательной программы "8D01101 - Педагогика и психология"

Жанат Карманова, Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной и психолого-педагогической подготовки

Гульбаршын Бельгибаева, Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова

Кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор кафедры дошкольной и психолого-педагогической подготовки

Ника Седач, Медицинский университет Караганды

ассистент-профессор Школы сестринского образования

Загрузки

Опубликован

31.03.2025

Как цитировать

Аутаева, І., Карманова, Ж., Бельгибаева, Г., & Седач, Н. (2025). Психосоматические нарушения обучающихся как следствие дидактогении в образовательном процессе. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 112(1), 191–204. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-191-204

Выпуск

Раздел

Специальное и инклюзивное образование