Образовательные программы для персонификации непрерывного профессионального развития педагогов в условиях самоуправляемого обучения

Авторы

  • Алма Мурзалинова Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»
  • Роза Ашимбетова филиал АО "НЦПК "Өрлеу" ИПР по Павлодарской области
  • Алия Иманова филиал Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» Институт профессионального развития по Акмолинской области
  • Айгуль Зейнелова филиал Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» Институт профессионального развития по Акмолинской области

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2024-3-147-161

Ключевые слова:

непрерывное профессионально-педагогическое развитие, персонификация профессионального развития, курс актуального профессионального развития, образовательная программа, стратегии саморазвития, самоуправляемые педагоги, индивидуальный выбор, фасилитаторы

Аннотация

Содержание статьи отвечает исследованию, цель которого - создание системы непрерывного профессионального развития педагогов в аспекте образования для сложного мира. В статье представлены результаты исследования - научно-методические основы разработки образовательных программ курса актуального профессионального развития. Цель образовательных программразвитие компетенций непрерывного профессионального развития посредством освоения стратегий саморазвития для самоуправления профессионально-личностным ростом в направлении устойчивого улучшения образовательной практики и карьерно-образовательного роста. В основу разработки положена идея персонификации обучения, реализуемая посредством индивидуального выбора обучающимися педагогами и освоения ими - во взаимодействии с тренерами и фасилитаторами курса - стратегий саморазвития, что позволяет адаптировать образовательный процесс к устранению профессиональных дефицитов посредством организуемых процессов профессионального развития.  Апробация разработанных образовательных программ комплекса «Совершенствование через развитие» (для педагогов, педагогов-модераторов, педагогов-экспертов, педагоов-исследователей и педагогов-мастеров) позволяет сформулировать следующие выводы. Обучение стратегиям саморазвития эффективно в силу субъектности: освоение выбранных стратегий отвечает продвижению аттестуемых педагогов в образовательно-карьерной траектории. Такое обучение формирует    самоуправляемых педагогов, способных самостоятельно определять цели, содержание и темп своего обучения, создавать востребованные в практике образовательные продукты, погружаться в различные образовательные опыты, обеспечивающие целостное развитие на основе метапознания и метакогнитивных навыков. Непрерывность профессионального развития обеспечивается практико-ориентированным обучением в контексте профессионально-педагогических условий через опыт и действие и обмен ими, а также в интеграции ресурсов формального, неформального и информального образования для реализации моделей обучения «lifelong learning», «lifewide learning», «lifedeep learning».

Ключевые слова: непрерывное профессионально-педагогическое развитие, персонификация профессионального развития, курс актуального профессионального развития, образовательная программа, стратегии саморазвития, самоуправляемые педагоги, индивидуальный выбор, фасилитаторы.   

Загрузки

Опубликован

30.09.2024

Как цитировать

Мурзалинова , А., Ашимбетова, Р., Иманова , А., & Зейнелова , А. (2024). Образовательные программы для персонификации непрерывного профессионального развития педагогов в условиях самоуправляемого обучения. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 110(3), 148–162. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2024-3-147-161

Выпуск

Раздел

Непрерывное педагогическое образование