Образовательные программы для персонификации непрерывного профессионального развития педагогов в условиях самоуправляемого обучения
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2024-3-147-161Ключевые слова:
непрерывное профессионально-педагогическое развитие, персонификация профессионального развития, курс актуального профессионального развития, образовательная программа, стратегии саморазвития, самоуправляемые педагоги, индивидуальный выбор, фасилитаторыАннотация
Содержание статьи отвечает исследованию, цель которого - создание системы непрерывного профессионального развития педагогов в аспекте образования для сложного мира. В статье представлены результаты исследования - научно-методические основы разработки образовательных программ курса актуального профессионального развития. Цель образовательных программ – развитие компетенций непрерывного профессионального развития посредством освоения стратегий саморазвития для самоуправления профессионально-личностным ростом в направлении устойчивого улучшения образовательной практики и карьерно-образовательного роста. В основу разработки положена идея персонификации обучения, реализуемая посредством индивидуального выбора обучающимися педагогами и освоения ими - во взаимодействии с тренерами и фасилитаторами курса - стратегий саморазвития, что позволяет адаптировать образовательный процесс к устранению профессиональных дефицитов посредством организуемых процессов профессионального развития. Апробация разработанных образовательных программ комплекса «Совершенствование через развитие» (для педагогов, педагогов-модераторов, педагогов-экспертов, педагоов-исследователей и педагогов-мастеров) позволяет сформулировать следующие выводы. Обучение стратегиям саморазвития эффективно в силу субъектности: освоение выбранных стратегий отвечает продвижению аттестуемых педагогов в образовательно-карьерной траектории. Такое обучение формирует самоуправляемых педагогов, способных самостоятельно определять цели, содержание и темп своего обучения, создавать востребованные в практике образовательные продукты, погружаться в различные образовательные опыты, обеспечивающие целостное развитие на основе метапознания и метакогнитивных навыков. Непрерывность профессионального развития обеспечивается практико-ориентированным обучением в контексте профессионально-педагогических условий через опыт и действие и обмен ими, а также в интеграции ресурсов формального, неформального и информального образования для реализации моделей обучения «lifelong learning», «lifewide learning», «lifedeep learning».
Ключевые слова: непрерывное профессионально-педагогическое развитие, персонификация профессионального развития, курс актуального профессионального развития, образовательная программа, стратегии саморазвития, самоуправляемые педагоги, индивидуальный выбор, фасилитаторы.