Изучение уровня самостоятельности и субъектности педагогов в условиях современного образовательного процесса
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2024-1-111-120Ключевые слова:
субъектность, самостоятельность, педагог, образовательный процесс, самореализацияАннотация
В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем современного образования – проблема развития субъектности и самостоятельности педагогов школ. Авторами проанализированы понятия «субъектность», «самостоятельность», даны их характеристики. Под «субъектностью педагога» можно рассматривать как доступный и эффективный принцип «самостроительства», связанного прежде всего с инициативой к самостоятельному жизнетворчеству, высокой мотивацией достижений в выбранной профессии или деятельности. Однако, как отмечают авторы, на развитие субъектности педагога препятствуют такие факторы как несовершенство образовательной системы школ, нет учёт запросов и требований педагогов, также это обуславливается таким фактором как личностные качества педагогов. Для решения поставленной проблемы, организована и проведена экспериментальная работа, основными методами исследования стали методики: опросник самоактуализации личности; методика «Уровень субъективного контроля». Авторами определены педагогические условия, влияющие на развитие субъектности и самостоятельности педагогов школ, где первостепенным условием является, возможность выбора педагогами познавательных альтернатив и, как следствие, поощрение обучающихся к самореализации.