Роль эмоционального интеллекта в профессиональной ориентации обучающихся школы

Авторы

  • Куандык Тайболатов Национальная академия образования имени И. Алтынсарина
  • Максим Постоялко КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 39 инновационного типа с гимназическими классами города Павлодара»
  • Айсара Нурлыбаева Школа-лицей BINOM SCHOOl имени Каныша Сатпаева
  • Айнагул Турсунова Школа-лицей № 89 имени Дулата Бабатайұлы

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2024-1-63-70

Ключевые слова:

эмоциональный интеллект, профессиональная ориентация, принятие карьерных решений, школа, эмпатия

Аннотация

В данной статье исследуется роль эмоционального интеллекта в про- фессиональной ориентации школьников. Целью исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в профессиональной ориентации обучающихся школы, эмоциональной интелектности и факторов, влияющих на желание и выбор профессии учащимися школы. Исследование проводилось среди учащихся 8, 9 и 10 классов г. Павлодара. Исследование проводилось с использованием анкеты Д. Люсина «ЭмИн» для определения уровня эмоционального интеллекта и авторской профориентационной анкеты. Результаты показали, что уровень эмоционального интеллекта школьников коррелирует с намерениями при выборе профессии, а также с факторами и препятствиями, влияющими на этот выбор. Эмоционально интеллектуально грамотные школьники руководствуются аспекта- ми, связанными с социальной значимостью профессии, в то время как школьники, продемонстрировавшие низкий уровень эмоционального интеллекта, ориентируются на материальные аспекты и внешние влияющие факторы. Эти результаты подчеркивают важность интеграции развития эмоционального интеллекта в образовательный процесс с целью подготовки школьников к осознанному выбору профессии и успешной адаптации в будущей рабочей среде. Данное исследование имеет практическое значение для образовательных учреждений и педагогов, родителей.

Загрузки

Опубликован

29.03.2024

Как цитировать

Тайболатов, К., Постоялко , М., Нурлыбаева , А., & Турсунова , А. (2024). Роль эмоционального интеллекта в профессиональной ориентации обучающихся школы. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 108(1), 63–70. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2024-1-63-70

Выпуск

Раздел

Воспитание и развитие личности