Модель выпускника школы, основанная на ценностях: теоретическое обоснование и подход к проектированию

Авторы

  • Руслан Каратабанов Национальная академия образования имени И. Алтынсарина

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2024-1-10-18

Ключевые слова:

ценность, компетенция, модель выпускника школы, концепция «Толык адам», индикаторы

Аннотация

Статья посвящена разработке и теоретическому обоснованию модели выпускника школы, основанной на ценностях в образовании. В исследовании использовались данные международных научных баз Web of Science и Scopus, а также анализ международных исследований, включая проекты ОЭСР, PISA и DeSeCo. Работа подчеркивает необходимость интеграции ценностей в образовательный процесс с учетом нарастающей глобализации и сохранения национальной культурной самобытности. Определены шесть (двенадцать) основных ценностей: Независимость и Патриотизм, Единство и Солидарность, Справедливость и Ответственность, Закон и Порядок, Трудолюбие и Профессионализм, Созидание и Новаторство. Для каждой из этих ценностей были разработаны соответствующие компетенции: продвижение национальных интересов, сотрудничество и социальная интеграция, служение обществу, правовая культура и уважение к закону, трудовая активность и стремление к совершенству, творческое мышление и и креативные решения. Методы моделирования и синтеза позволили построить комплексную модель выпускника, охватывающую практические, когнитивные и аффективные аспекты каждой компетенции, опираясь на философскую концепцию Абая «Толык адам». Результаты исследования предоставляют образовательным организациям основу для формирования выпускников, которые не только обладают необходимыми знаниями и навыками, но также осознают ответственность, готовы к сотрудничеству и уважают закон. Эта статья способствует обсуждению роли образования, основанного на ценностях, и предлагает практический подход к разработке образовательных программ.

Загрузки

Опубликован

29.03.2024

Как цитировать

Каратабанов, Р. (2024). Модель выпускника школы, основанная на ценностях: теоретическое обоснование и подход к проектированию. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 108(1), 10–18. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2024-1-10-18

Выпуск

Раздел

Образовательная политика, инновации и цифровизация в образовательном процессе