Использование терминов в школьных учебниках, относящихся к области информатики
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2024-1-19-28Ключевые слова:
термин, терминология, учебник, качество образования, информатикаАннотация
Основным инструментом педагогов в сфере образования является учебник. Одним из требований к содержанию учебников является систематическое употребление терминов. Цель статьи – определить уровень использования в учебниках терминов, утвержденных государственной терминологической комиссией. В соответствии с этой целью в статье основные термины школьных учебников «Информационно-коммуникационные технологии» 4 класс, «Информатика» 5 класс, «Информатика» 6 класс, «Информатика» 7 класс (издательство «Алматыкітап»), «Информатика» 7 класс (издательство «Атамұра»), «Информатика» 7 класса (Арман – П.В.) сравнивались с утвержденными терминами на сайте termincom.kz. В результате сравнения были выявлены следующие проблемы: в учебниках не используются термины, утвержденные в базе данных termincom.kz, а используются другие версии; некоторые термины в учебниках, относящиеся к области информатики, не включены в базу данных termincom.kz; русские термины в учебниках пишутся первыми, а казахские термины пишутся в скобках; использование одного термина в казахском языке вместо двух терминов, обозначающих разные понятия. Чтобы избежать подобных проблем, специалисты-терминологи и специалисты отрасли должны работать и утверждать термины совместно. При написании учебника авторы должны обратить внимание на утвержденные термины и выработать навык их использования. Если термин не может полностью описать понятие и значение, авторы должны внести свои предложения в государственную терминологическую комиссию. При экспертизе написанных учебников необходимо уделять особое внимание терминам, чтобы поддерживать базовое научное содержание по дисциплине.