Системное применение географической терминологии в школьных учебниках
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-3-128-142Ключевые слова:
терминология школьных учебников, терминологическая унификация, способы терминообразования, географические термины, использование терминов в учебникеАннотация
В данной статье всесторонне анализируются структурные и методические особенности, а также актуальные проблемы терминов, используемых в учебниках по географии для общеобразовательных школ. В качестве объекта исследования рассматривается терминологический состав учебников по географии для 7–11 классов. Термины оцениваются по специальным критериям, таким как количественные показатели, научная точность, языковая грамотность, структура определений, уровень сложности и соответствие возрастным особенностям учащихся.
В процессе исследования применяются экспертные методы, контент-анализ, изучение структуры определений и сравнительный анализ повторяющихся терминов. Кроме того, мнения экспертов и предложения по корректировке рассматриваются как объект качественного анализа.
В результате анализа выявлено наличие в учебниках терминов, которые являются неуместными, повторяющимися и непоследовательно представленными. Описываются сложность и языковая согласованность определений терминов, представленных в учебниках. Проблемы перевода и транслитерации затрудняют образовательный процесс и негативно влияют на уровень понимания учащихся. Установлено отсутствие содержательной и языковой преемственности между типовой учебной программой и используемыми в учебниках терминами.
В статье представлены конкретные рекомендации по логично-последовательному изложению терминов, формированию кратких и понятных определений, соответствующих научному стилю. Результаты исследования обосновывают методологические подходы, направленные на повышение качества учебников, систематизацию учебного материала и создание доступной образовательной среды для обучающихся.
Загрузки
Опубликован
Версии
- 30.09.2025 (2)
- 30.09.2025 (1)
ҚАЗ
РУС
ENG