Системное применение географической терминологии в школьных учебниках

Авторы

  • Данагуль Смакова Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования МП РК
  • Ербол Абдирасилов Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования
  • Маржан Ажибекова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева
  • Жанар Адильбекова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-3-128-142

Ключевые слова:

терминология школьных учебников, терминологическая унификация, способы терминообразования, географические термины, использование терминов в учебнике

Аннотация

В данной статье всесторонне анализируются структурные и методические особенности, а также актуальные проблемы терминов, используемых в учебниках по географии для общеобразовательных школ. В качестве объекта исследования рассматривается терминологический состав учебников по географии для 7–11 классов. Термины оцениваются по специальным критериям, таким как количественные показатели, научная точность, языковая грамотность, структура определений, уровень сложности и соответствие возрастным особенностям учащихся.

В процессе исследования применяются экспертные методы, контент-анализ, изучение структуры определений и сравнительный анализ повторяющихся терминов. Кроме того, мнения экспертов и предложения по корректировке рассматриваются как объект качественного анализа.

В результате анализа выявлено наличие в учебниках терминов, которые являются неуместными, повторяющимися и непоследовательно представленными. Описываются сложность и языковая согласованность определений терминов, представленных в учебниках. Проблемы перевода и транслитерации затрудняют образовательный процесс и негативно влияют на уровень понимания учащихся. Установлено отсутствие содержательной и языковой преемственности между типовой учебной программой и используемыми в учебниках терминами.

В статье представлены конкретные рекомендации по логично-последовательному изложению терминов, формированию кратких и понятных определений, соответствующих научному стилю. Результаты исследования обосновывают методологические подходы, направленные на повышение качества учебников, систематизацию учебного материала и создание доступной образовательной среды для обучающихся.

Загрузки

Опубликован

30.09.2025 — Обновлена 30.09.2025

Версии

Как цитировать

Смакова, Д., Абдирасилов, Е., Ажибекова, М., & Адильбекова, Ж. (2025). Системное применение географической терминологии в школьных учебниках. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 114(3), 128–142. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-3-128-142

Выпуск

Раздел

Методика преподавания дисциплин