Формирование цифрового этикета: основные тенденции исследований в сфере образования

Авторы

  • Набат Исембаева Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева
  • Перизат Сейтказы Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, Высшая школа образования

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-3-10-22

Ключевые слова:

цифровой этикет, кибербезопасность, цифровое гражданство , этические нормы, цифровая пространство

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы цифровой этики, цифрового образования и соблюдения этических норм в постиндустриальном обществе, а также особенности цифрового общества в контексте основных ценностей информации и знаний и трансформации традиционных моральных норм. В данной статье всесторонне анализируются исследования зарубежных, российских и казахстанских учёных, посвящённые цифровому этикету. Рассматриваются основные идеи, выводы и рекомендации исследователей. Авторы подчёркивают актуальность проблемы цифрового этикета в Казахстане и отмечают недостаточную развитость научных исследований в этой области, особенно в сфере образования. В статье предлагается разработка специализированных курсов и учебных модулей по цифровому этикету, а также поддержка научных проектов, направленных на изучение культуры онлайн-коммуникации, что позволит совершенствовать педагогические методики. Авторы акцентируют внимание на необходимости глубокого изучения вопросов цифрового этикета в Казахстане для создания эффективной системы образования, соответствующей требованиям цифрового общества. В качестве методов исследования применены анализ теоретических и нормативных источников, систематизация и обобщение материала. Статья основана на данных платформ цифрового образования, научных журналов и международных исследовательских баз и направлена на углубленное понимание важности цифрового этикета.

Загрузки

Опубликован

09.10.2025 — Обновлена 30.09.2025

Версии

Как цитировать

Исембаева, Н., & Сейтказы, П. (2025). Формирование цифрового этикета: основные тенденции исследований в сфере образования. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 114(3), 10–22. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-3-10-22 (Original work published 9 октябрь 2025 г.)

Выпуск

Раздел

Образовательная политика, инновации и цифровизация в образовательном процессе