Логическая структура развития трансверсальных навыков младших школьников в условиях малокомплектной школы

Авторы

  • Жадра Дагарова Карагандинский Национальный Исследовательский университет имени академика Е.А. Букетова
  • Гүлстан Қасымбаева Казахский национальный женский педагогический университет
  • Рыскуль Уразалиева Кызылординский открытый университет
  • Алия Ибраева Алматинский гуманитарно-экономический университет

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-3-82-96

Ключевые слова:

компетентность, трансверсальность, трансверсальные навыки, межличностные навыки, обучение, научение, продуктивное обучение

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические, научные и методологические основы развития трансверсальных навыков у младших школьников в условиях малокомплектных школ. Анализируются исследования отечественных, российских и зарубежных ученых, посвящённые формированию данных навыков в образовательном процессе, направленном на активное и продуктивное обучение. Представлены результаты экспериментального исследования, в котором проведена диагностика уровня развития трансверсальных навыков с учетом их структурного, процессуального, деятельностного и рефлексивного компонентов. На основании этих компонентов определены ключевые показатели и уровни сформированности навыков. Сравнительный анализ, выполненный с использованием математических методов, продемонстрировал положительную динамику изменений. Сделан вывод о необходимости применения личностно-ориентированного и дифференцированного подходов, что особенно актуально в условиях малокомплектных школ для обеспечения эффективного формирования трансверсальных навыков у младших школьников.

Загрузки

Опубликован

30.09.2025 — Обновлена 30.09.2025

Версии

Как цитировать

Дагарова , Ж., Қасымбаева , Г., Уразалиева, Р., & Ибраева, А. (2025). Логическая структура развития трансверсальных навыков младших школьников в условиях малокомплектной школы. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 114(3), 82–96. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-3-82-96

Выпуск

Раздел

Методика преподавания дисциплин