Психолого-педагогическая культура педагога: ключевой компонент инклюзивного образовательного процесса
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-3-160-173Ключевые слова:
инклюзия, инклюзивный образовательный процесс, учитель, психолого-педагогическая культура, особые образовательные потребностиАннотация
Настоящее исследование проведено с целью установления основных аспектов психолого-педагогической культуры, необходимых для обеспечения эффективной деятельности в условиях инклюзивного образования. В исследовании проанализированы существующие теоретические подходы к рассмотрению основных аспектов психолого-педагогической культуры педагога в инклюзивном образовательном процессе, оценена готовность педагогов к инклюзии и существующие проблемы, разработаны рекомендации по совершенствованию психолого-педагогической культуры. Дано определение психолого-педагогической культуры как части инклюзивного образовательного процесса. В ходе исследования выявлен высокий уровень признания важности психолого-педагогического сопровождения и межличностных взаимодействий, но низкий уровень готовности к работе в условиях инклюзии, значительные трудности в практическом применении культурно-психологических принципов в контексте инклюзивного образования и др. На основе интервью с экспертами в области инклюзивного образования (психологами, педагогами и школьными администраторами) было выявлено, что для успешного развития инклюзивного образования необходим комплексный подход, включающий повышение психолого-педагогической культуры педагогов, обеспечение необходимыми ресурсами и усиление стратегического управления процессом. В результате наблюдения были отмечены все хорошо развитые аспекты инклюзивного образования, а также те, которые требуют дальнейшего развития. Результаты эксперимента подтверждают основную гипотезу о ключевом компоненте инклюзивного образовательного процесса. Разработаны рекомендации по дальнейшему развитию аспектов инклюзивного образования, связанных с психолого-педагогической культурой учителя.
ҚАЗ
РУС
ENG