Роль социального интеллекта в формировании культуры общения у учащихся начальных классов: систематический обзор

Авторы

  • Женисгул Шарипходжаева Казахский национальный педагогический университет им. Абая
  • Амина Амирова Казахский национальный педагогический университет им. Абая
  • Раушан Каримова Павлодарский педагогический университет имени Әлкей Марғұлан
  • Николай Кожахметов Академия образования Таджикистана

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-180-190

Ключевые слова:

социальный интеллект, культура общения, младшие школьники, систематический обзор, социально-эмоциональное обучение

Аннотация

Настоящее исследование представляет собой систематический обзор научных публикаций, посвящённых роли социального интеллекта в формировании культуры общения у младших школьников. Анализ 49 статей, отобранных из базы данных Scopus за период 2014–2024 гг., позволил выявить ключевые направления и эмпирические подходы, применяемые в данной области. Результаты показали, что развитие эмоциональной и коммуникативной компетентности способствует улучшению межличностных отношений, снижению уровня конфликтности и формированию позитивного школьного климата. Наиболее эффективными признаны программы социально-эмоционального обучения, интегрированные в образовательный процесс. В обзоре также рассмотрены методологические особенности и ограничения существующих исследований, подчёркнута необходимость дальнейших межкультурных и междисциплинарных изысканий.

Загрузки

Опубликован

31.03.2025

Как цитировать

Шарипходжаева , Ж., Амирова , А., Каримова , Р., & Кожахметов , Н. (2025). Роль социального интеллекта в формировании культуры общения у учащихся начальных классов: систематический обзор. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 112(1), 180–190. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-180-190

Выпуск

Раздел

Воспитание и развитие личности