Оценивание и академическая честность в школах Казахстана в эпоху искусственного интеллекта: вызовы и пути решения

Авторы

  • Сания Жумажанова Национальная академия образования имени И. Алтынсарина
  • Мадина Тыныбаева Национальная академия образования имени И. Алтынсарина
  • Мерей Мұсабаева Национальная академия образования имени И. Алтынсарина
  • Сая Жагпарова Национальная академия образования имени И. Алтынсарина

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-20-30

Ключевые слова:

академическая честность, культура академической честности, оценивание в образовании, школьное образование, критериальное оценивание, искусственный интеллект, Казахстан, объективность оценивания, цифровая грамотность

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы академической честности в системе среднего образования Казахстана с особым фокусом на вызовах, связанных со стремительным развитием генеративного искусственного интеллекта (ИИ). В отличие от традиционного плагиата, ИИ-генерированные тексты сложно выявить, поскольку они не копируют существующие источники, а создают новые версии контента. Это приводит к необходимости пересмотра существующих подходов к оцениванию, а также разработке эффективных стратегий предотвращения академического обмана, связанного с использованием ИИ.Цель статьи – выявить ключевые вызовы и предложить стратегии по укреплению академической честности в оценивании в школьной среде Казахстана.В статье выделены основные риски, связанные с использованием генеративного ИИ в школьном образовании, включая снижение уровня самостоятельности обучающихся, сложности в выявлении академического обмана и влияние ИИ на критическое мышление. Рассмотрены международные стратегии регулирования использования ИИ в школах, выявлены пробелы в существующей политике Казахстана в этой сфере.Научная новизна: Проведенный анализ может выступить основой для дальнейших исследований с целью выработки единых подходов к формированию культуры добросовестного обучения в школах Казахстана, адаптации системы оценивания и внедрения нормативных механизмов регулирования ИИ в образовании.Практическая значимость: Проведен аналитический обзор нормативных правовых документов, международных практик и имеющихся эмпирических данных в области академической честности в стране. Выявлены основные вызовы, включая влияние цифровых технологий, в частности искусственного интеллекта, на объективность и достоверность оценивания. Обосновывается необходимость развития культуры академической честности в контексте развития генеративного ИИ. Предложены меры по укреплению академической честности в школьной среде, совершенствованию механизмов оценивания и повышению цифровой грамотности педагогов.

Загрузки

Опубликован

31.03.2025

Как цитировать

Жумажанова , С., Тыныбаева , М., Мұсабаева, М., & Жагпарова , С. (2025). Оценивание и академическая честность в школах Казахстана в эпоху искусственного интеллекта: вызовы и пути решения. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 112(1), 20–30. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-20-30

Выпуск

Раздел

Образовательная политика, инновации и цифровизация в образовательном процессе