Вопросы педагогического лидерства в работах современных исследователей как основа для поиска неформальных путей профессионального развития учителя

Авторы

  • Оксана Акифьева Карагандинский исследовательский университет им. академика Е.А. Букетова
  • Саулеш Муканова Карагандинский университет имени академика Е. А. Букетова
  • Валентина Бритвина Московский политехнический университет

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-218-231

Ключевые слова:

учитель, образовательный процесс, педагогическое лидерство, непозиционное лидерство, неформальное лидерство, профессиональное развитие

Аннотация

В статье рассматриваются аспекты педагогического лидерства с акцентом на непозиционное лидерство и его значение для профессионального развития учителей. Педагогическое лидерство определяется учеными как процесс влияния на образовательный процесс, осуществляемый не только через формальные позиции, но и через поддержку и мотивацию коллег. Исследования показали, что успешное педагогическое лидерство основано на сотрудничестве и обмене опытом между учителями, а неформальные формы обучения позволяют им эффективнее адаптироваться к современным вызовам и внедрять инновационные методы обучения. В статье представлены примеры успешного применения этих методов в мировой образовательной практике, где учителя-лидеры становятся активными проводниками изменений, поддерживая своих коллег в их профессиональном росте. Таким образом, непозиционное лидерство и неформальные способы профессионального развития рассматриваются как ключевые элементы педагогического лидерства, способствующие повышению качества образования и профессиональному росту учителя.

Загрузки

Опубликован

31.03.2025

Как цитировать

Акифьева , О., Муканова , С., & Бритвина , В. (2025). Вопросы педагогического лидерства в работах современных исследователей как основа для поиска неформальных путей профессионального развития учителя. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 112(1), 218–231. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-218-231

Выпуск

Раздел

Непрерывное педагогическое образование