Систематический обзор литературы о потенциальном использовании материалов дистанционного зондирования в преподавании школьной географии

Авторы

  • Ерлан Исаков Абай атындағы Қазақ ұлттық педагогикалық университеті
  • Шахислам Лайсханов Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Факультет Естествознания и географии
  • Тамара Гаич Географический институт “Йован Цвиич”, Сербской академии наук и искусств

DOI:

https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-3-97-115

Ключевые слова:

преподавание школьной географии, дистанционное зондирование, потенциальное использование материалов, систематический обзор литературы

Аннотация

В школьном обучении географии материалы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) играют очень важную роль как важный элемент научного знания в интеграции основных компонентов системы Земли. Однако, несмотря на спрос на использование материалов ДЗЗ в преподавании школьной географии, их использование остается на низком уровне. Поэтому целью данного исследования является систематический обзор литературы о возможностях использования данных ДЗЗ в преподавании школьной географии. В этом исследовании мы проанализировали статьи, опубликованные в научных журналах, индексируемых в базах данных Web of Science, Scopus и PubMed, с использованием метода PRISMA. Результаты показали, что из 25 отобранных статей 32% были творческими и мотивирующими, в то время как 24% были сосредоточены на объяснении преимуществ материалов дистанционного зондирования в обучении географии. Кроме того, установлено, что по методу интегрированного исследования написано 6 статей (24%), 4 статьи с использованием качественных методов анализа данных (16%), 4 статьи с использованием семантического сетевого анализа (16%). По количеству 2020 год (20%) был определен как год публикации наибольшего количества статей. 16% авторов опубликовали свои исследования в журнале Remote Sensing. Таким образом, мы выявили положительный опыт западноевропейских стран, таких как Германия, Великобритания, Греция, Испания и Португалия, в использовании материалов ДЗЗ при обучении географии в школах. Данное исследование направлено на внесение вклада в литературу путем обоснования эффективности использования материалов ДЗЗ геопространственных познавательных способностей школьников.

Загрузки

Опубликован

30.09.2025

Как цитировать

Исаков, Е., Лайсханов, Ш., & Гаич, Т. (2025). Систематический обзор литературы о потенциальном использовании материалов дистанционного зондирования в преподавании школьной географии. Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина, 114(3), 97–115. https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-3-97-115

Выпуск

Раздел

Методика преподавания дисциплин