Объективная оценка преимуществ и проблем использования ChatGPT в преподавании географии городов
DOI:
https://doi.org/10.59941/2960-0642-2025-1-98-111Ключевые слова:
искусственный интеллект, ChatGPT, цифровое образование, преподавание географии городов, критическое мышлениеАннотация
ChatGPT – это инструмент, способный быстро передавать информацию и поддерживать различные педагогические подходы. Искусственный интеллект предоставляет широкие возможности для облегчения доступа к образовательной информации и повышения интереса учащихся к предмету. ChatGPT помогает создать учебные материалы, анализировать данные и задания, делая процесс обучения интерактивным и эффективным. Наряду с многочисленными преимуществами существуют и проблемы, влияющие на качество образования. В данном исследовании основное внимание уделяется преимуществам, недостаткам и влиянию ChatGPT на задачи городского обучения. Опрос проводился среди 306 респондентов из нескольких городов и районов Казахстана. В опросе приняли участие учителя географии. Результаты показали, что ChatGPT облегчает доступ к информации, поддерживает образовательные консультации и помогает в планировании задач. В то же время были выявлены недостатки, такие как влияние на академическую честность и снижение автономии учащихся, что влияет на развитие навыков анализа, рассуждения и критического мышления. Чрезмерное использование этого инструмента также снижает ценность поставленных задач, таких как синтезы, эссе и упражнения по географии, делая их неэффективными для обучения. К основным проблемам, связанным с использованием ChatGPT, относятся риск предоставления устаревших или неверных данных, игнорирование местного контекста, снижение критического мышления учащихся и потенциальные этические проблемы, связанные с плагиатом. В статье представлены методы исследования, включающие опросы, интервью и анализ учебных материалов для объективной оценки роли ChatGPT в процессе обучения.