Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина https://bilim-uba.kz/index.php/science ru-RU bak@uba.edu.kz (Кеңес Барысгүл Ерланқызы) ( ) Tue, 30 Sep 2025 19:05:01 +0500 OJS 3.3.0.13 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Систематический обзор литературы о потенциальном использовании материалов дистанционного зондирования в преподавании школьной географии https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1182 <p>В школьном обучении географии материалы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) играют очень важную роль как важный элемент научного знания в интеграции основных компонентов системы Земли. Однако, несмотря на спрос на использование материалов ДЗЗ в преподавании школьной географии, их использование остается на низком уровне. Поэтому целью данного исследования является систематический обзор литературы о возможностях использования данных ДЗЗ в преподавании школьной географии. В этом исследовании мы проанализировали статьи, опубликованные в научных журналах, индексируемых в базах данных Web of Science, Scopus и PubMed, с использованием метода PRISMA. Результаты показали, что из 25 отобранных статей 32% были творческими и мотивирующими, в то время как 24% были сосредоточены на объяснении преимуществ материалов дистанционного зондирования в обучении географии. Кроме того, установлено, что по методу интегрированного исследования написано 6 статей (24%), 4 статьи с использованием качественных методов анализа данных (16%), 4 статьи с использованием семантического сетевого анализа (16%). По количеству 2020 год (20%) был определен как год публикации наибольшего количества статей. 16% авторов опубликовали свои исследования в журнале Remote Sensing. Таким образом, мы выявили положительный опыт западноевропейских стран, таких как Германия, Великобритания, Греция, Испания и Португалия, в использовании материалов ДЗЗ при обучении географии в школах. Данное исследование направлено на внесение вклада в литературу путем обоснования эффективности использования материалов ДЗЗ геопространственных познавательных способностей школьников.</p> Ерлан Исаков, Шахислам Лайсханов, Тамара Гаич Copyright (c) 2025 Ерлан Исаков, Shakhislam Laiskhanov, Tamara Gajić https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1182 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0500 Системное применение географической терминологии в школьных учебниках https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1523 <p>В данной статье всесторонне анализируются структурные и методические особенности, а также актуальные проблемы терминов, используемых в учебниках по географии для общеобразовательных школ. В качестве объекта исследования рассматривается терминологический состав учебников по географии для 7–11 классов. Термины оцениваются по специальным критериям, таким как количественные показатели, научная точность, языковая грамотность, структура определений, уровень сложности и соответствие возрастным особенностям учащихся.</p> <p>В процессе исследования применяются экспертные методы, контент-анализ, изучение структуры определений и сравнительный анализ повторяющихся терминов. Кроме того, мнения экспертов и предложения по корректировке рассматриваются как объект качественного анализа.</p> <p>В результате анализа выявлено наличие в учебниках терминов, которые являются неуместными, повторяющимися и непоследовательно представленными. Описываются сложность и языковая согласованность определений терминов, представленных в учебниках. Проблемы перевода и транслитерации затрудняют образовательный процесс и негативно влияют на уровень понимания учащихся. Установлено отсутствие содержательной и языковой преемственности между типовой учебной программой и используемыми в учебниках терминами.</p> <p>В статье представлены конкретные рекомендации по логично-последовательному изложению терминов, формированию кратких и понятных определений, соответствующих научному стилю. Результаты исследования обосновывают методологические подходы, направленные на повышение качества учебников, систематизацию учебного материала и создание доступной образовательной среды для обучающихся.</p> Данагуль Смакова, Ербол Абдирасилов, Маржан Ажибекова, Жанар Адильбекова Copyright (c) 2025 Данагуль Смакова, Ербол Абдирасилов, Маржан Ажибекова, Жанар Адильбекова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1523 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0500 Обзор исследований эффективности STEAM-подхода в формировании пространственного мышления у школьников начальных классов https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1152 <p>В настоящей статье представлен обзор литературы, посвященный изучению эффективности STEAM-подхода в развитии пространственного мышления у младших школьников. STEAM-подход, объединяющий науку, технологии, инженерное дело, искусство и математику, стал предметом интереса в образовании в связи с его потенциальной способностью стимулировать развитие различных когнитивных навыков. Пространственное мышление, важное для понимания трехмерных объектов и отношений между ними, играет ключевую роль в усвоении STEAM-дисциплин и повседневной жизни. <br />Целью исследования является изучение особенностей развития пространственного мышления у младших школьников, выявление ключевых этапов формирования познавательного процесса, а также выяснение факторов, влияющих на его эффективное развитие в раннем возрасте. В данном обзоре анализируются результаты исследований, демонстрирующие влияние STEAM-подхода на пространственное мышление у детей младшего школьного возраста. Обсуждаются различные методики применения STEAM-подхода в учебном процессе и их эффективность, а также выделяются направления для будущих исследований в данной области. Полученные результаты позволяют сделать вывод о значимости внедрения STEAM-образования в начальные классы для развития пространственного мышления у младших школьников. Статья представляет ценность для педагогов, психологов и родителей, предоставляя информацию о ключевых аспектах развития пространственного мышления у младших школьников, могут быть использованы для оптимизации образовательных программ и разработки персонализированных методов обучения.</p> Гулдана Тотикова, Айдарбек Есалиев , Перизат Парманкулова , Лаура Искакова Copyright (c) 2025 Гулдана Тотикова, Айдарбек Есалиев , Перизат Парманкулова , Лаура Искакова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1152 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0500 Логическая структура развития трансверсальных навыков младших школьников в условиях малокомплектной школы https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1443 <p>В статье рассматриваются теоретические, научные и методологические основы развития трансверсальных навыков у младших школьников в условиях малокомплектных школ. Анализируются исследования отечественных, российских и зарубежных ученых, посвящённые формированию данных навыков в образовательном процессе, направленном на активное и продуктивное обучение. Представлены результаты экспериментального исследования, в котором проведена диагностика уровня развития трансверсальных навыков с учетом их структурного, процессуального, деятельностного и рефлексивного компонентов. На основании этих компонентов определены ключевые показатели и уровни сформированности навыков. Сравнительный анализ, выполненный с использованием математических методов, продемонстрировал положительную динамику изменений. Сделан вывод о необходимости применения личностно-ориентированного и дифференцированного подходов, что особенно актуально в условиях малокомплектных школ для обеспечения эффективного формирования трансверсальных навыков у младших школьников.</p> Жадра Дагарова , Гүлстан Қасымбаева , Рыскуль Уразалиева, Алия Ибраева Copyright (c) 2025 Жадра Дагарова , Гүлстан Қасымбаева , Алия Ибраева, Рыскуль Уразалиева https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1443 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0500 Визуализация простых механических явлений с помощью компьютера по предмету физика https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1372 <p>В данной статье изучена эффективность преподавания физики общеобразовательной школы с помощью компьютерной визуализации механических процессов и явлений. Основная цель исследования-провести теоретическое и практическое исследование развития уровня понимания учащимися элементарных механических явлений и процессов посредством компьютерной визуализации. Компьютерная визуализация создает условия для наглядного представления учащимся физического процесса, четкого и ясного понимания основных закономерностей явления. Этот метод способствует развитию мышления учащегося, связывая теоретические знания с практикой. Демонстрируя физические движения в виде анимации, можно повысить интерес учащихся и облегчить восприятие учебного материала. В ходе исследовательской работы была использована библиотека языка программирования Python Tkinter, разработаны легкие и простые для понимания учащимися модели. В частности, были нарисованы механические процессы, такие как движение автомобиля по горизонтальному пути, свободное падение кузова, движение тела, брошенного в горизонтальном направлении. Исследовательская работа проводилась в 9-х классах IT школы-лицея №28 имени Кулжабая Касымова города Талдыкорган. В работе описываются результаты обучения с использованием метода наглядности механических явлений. В конце исследовательской работы рассматриваются рекомендации по внедрению такого метода в образовательный процесс и будущие возможности применения компьютерных технологий при обучении другим разделам физики.</p> Лаура Смагулова , Дана Куатбаева, Шолпан Шуйншина, Манат Шакенов Copyright (c) 2025 Лаура Смагулова , Дана Куатбаева, Шолпан Шуйншина, Манат Шакенов https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1372 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0500 Результаты самооценки педагогами школ цифровой компетентности с применением инструмента SELFI https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1517 <p>Статья описывает результаты исследованиям цифровых компетенций педагогов школ с использованием адаптированного под национальный контекст инструмента самооценки SELFI. SELFIE включает опрос учителей по шести ключевым областям: профессиональная деятельность; цифровые ресурсы; преподавание и обучение; оценивание; расширение возможностей обучающихся; содействие развитию цифровых компетенций обучающихся. Основной исследовательский вопрос заключался в следующем: Какие области цифровых компетенций педагогов школ Казахстан, соответствующие структуре ЕС DigCompEdu, нуждаются в поддержке и дальнейшем совершенствовании? В исследовании использовались количественные методы исследования с применением онлайн анкетирования. В опросе участвовало 200 педагогов школ разных возрастных групп и квалификационных категорий. Выборка осуществлялась случайным образом. В результат описательного метода исследования получены данные по 6 областям цифровых компетенций педагогов. Результаты исследования показали, что особое внимание при подготовке педагогов и повышении квалификации следует обратить на формирование цифровых навыков по таким областям, как: «Содействие развитию цифровых компетенций обучающихся», «Расширение возможностей обучающихся», «Преподавание и обучение» и «Оценивание». Выявлено, что молодые педагоги демонстрируют лучший уровень владения цифровыми навыками, при этом уровень цифровых компетенций не зависит от уровня квалификационной категории педагога.</p> Майра Сапиева, Каринова Шолпан , Ботагоз Дуненбаева Copyright (c) 2025 Майра Сапиева, Каринова Шолпан , Ботагоз Дуненбаева https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1517 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0500 Педагогические основы наставничества в организации робототехнических проектов в школе https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1532 <p>В статье рассматривается проблема определения педагогической роли наставника (менторa) в организации проектной деятельности в области образовательной робототехники, а также предлагается структурная модель этой роли. Исследование было проведено среди школьников и их наставников, участвовавших в международной олимпиаде по робототехнике World Robot Olympiad (WRO), с использованием анкетирования. Применён смешанный метод исследования: количественные данные были обработаны статистически, а качественные — с помощью контент-анализа. В результате роль наставника в процессе проектного обучения была систематизирована по семи основным этапам, для каждого из которых были чётко определены соответствующие педагогические функции (наблюдение, управление, консультирование, мотивационная поддержка). Кроме того, предложенная модель включает альтернативные пути решения технических и организационных проблем, возникающих в ходе выполнения проекта. Научная новизна исследования заключается в интеграции наставнической деятельности в структуру проектного обучения с последующим представлением её в виде педагогической модели. Предложенная модель может служить эффективным инструментом в образовательной практике, особенно в рамках кружков по робототехнике и STEM-направлениям, способствуя развитию проектных и инженерных компетенций учащихся. Кроме того, результаты исследования обосновывают необходимость включения системы наставничества в программы педагогической подготовки и открывают перспективы интеграции менторства с цифровыми образовательными платформами в будущем.</p> Мархабат Сейсенбек, Эльвирa Aдылбeкoвa , Сымбат Нургалиева, Гульмира Ерланова Copyright (c) 2025 Мархабат Сейсенбек, Эльвирa Aдылбeкoвa , Сымбат Нургалиева, Гульмира Ерланова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1532 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0500 Формирование цифрового этикета: основные тенденции исследований в сфере образования https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1471 <p>В данной статье рассматриваются вопросы цифровой этики, цифрового образования и соблюдения этических норм в постиндустриальном обществе, а также особенности цифрового общества в контексте основных ценностей информации и знаний и трансформации традиционных моральных норм. В данной статье всесторонне анализируются исследования зарубежных, российских и казахстанских учёных, посвящённые цифровому этикету. Рассматриваются основные идеи, выводы и рекомендации исследователей. Авторы подчёркивают актуальность проблемы цифрового этикета в Казахстане и отмечают недостаточную развитость научных исследований в этой области, особенно в сфере образования. В статье предлагается разработка специализированных курсов и учебных модулей по цифровому этикету, а также поддержка научных проектов, направленных на изучение культуры онлайн-коммуникации, что позволит совершенствовать педагогические методики. Авторы акцентируют внимание на необходимости глубокого изучения вопросов цифрового этикета в Казахстане для создания эффективной системы образования, соответствующей требованиям цифрового общества. В качестве методов исследования применены анализ теоретических и нормативных источников, систематизация и обобщение материала. Статья основана на данных платформ цифрового образования, научных журналов и международных исследовательских баз и направлена на углубленное понимание важности цифрового этикета.</p> Набат Исембаева, Перизат Сейтказы Copyright (c) 2025 Набат Исембаева, Перизат Сейтказы https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1471 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0500 Перспективы и риски использования технологий искусственного интеллекта и VR в школе https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1530 <p>Данная статья посвящена анализу возможностей и рисков применения технологий искусственного интеллекта (ИИ) и виртуальной реальности (VR) в образовательном процессе. Основная цель работы – изучая синергию этих двух технологий, определить их перспективы в образовании и оценить потенциальные риски. В исследовании применялись смешанные методы: был проведен качественный анализ международных и отечественных научных источников, а также проведено анкетирование среди более чем 42 тысяч обучающихся и педагогов Казахстана, результаты которого были обработаны количественно. Результаты исследования показали потенциал технологий ИИ и VR для реализации адаптивного обучения, повышения вовлеченности обучающихся и оптимизации труда педагогов. Анкетирование подтвердило заинтересованность участников в новых технологиях и их готовность к внедрению. Вместе с тем были выявлены значительные риски, такие как конфиденциальность данных, плагиат, этические проблемы и недостаточность инфраструктуры. В заключение, сочетание ИИ и VR является новым и перспективным направлением для образования, в частности, для дистанционного обучения, однако его безопасное и эффективное внедрение требует комплексных методических и организационных решений, учитывающих выявленные риски.</p> Манаргуль Мукашева, Айнұр Мұхиядин, Айгерим Нургалиева, Аида Абильякимова Copyright (c) 2025 Манаргуль Мукашева, Айнұр Мұхиядин, Айгерим Нургалиева, Аида Абильякимова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1530 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0500 SWOT-анализ методов и инструментов среднего образования в условиях цифровой трансформации https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1274 <p>Цифровая трансформация изменила методы преподавания и обучения в системе среднего образования. В данном исследовании проводится SWOT-анализ цифровых методов и инструментов с акцентом на Международную школу Астаны. Структура, основанная на смешанных методах (опросы среди 50 преподавателей и 200 учащихся, полуструктурированные интервью и анализ документов), включает в себя пять исследовательских вопросов, согласованных с SWOT, и четкую цепочку доказательств, которая привязывает каждый результат к исходному методу. Опросы показывают высокий уровень внедрения (95% преподавателей, 98% учащихся) и частое использование Microsoft Teams (85%) и Google Classroom (70%); среди учащихся распространены Kahoot (75%) и Quizlet (60%). Среди отмеченных ограничений - потребность в обучении (80% преподавателей), трудности с интеграцией (70%) и ощущение монотонности (55% учащихся; 25% преподавателей). Отмечается использование искусственного интеллекта (45% учащихся), наряду с проблемами академической честности (учащиеся: 30% часто, 50% иногда, 20% никогда; преподаватели: 10%, 40%, 50%). Интервью объясняют эти закономерности — недостаточная поддержка, необходимость диверсификации процессов разработки и недостаточное использование виртуальных лабораторий, — а анализ документов подтверждает необходимость принятия и интеграции без введения новых показателей. Последствия включают целенаправленные инвестиции в надежную инфраструктуру, структурированное профессиональное обучение и общешкольные системы обеспечения целостности, которые обеспечивают баланс между продуктивным использованием ИИ и четкими нормами. Ограничения включают в себя ограничение одной школой, самоотчётностью и кросс-секционным дизайном; в будущей работе следует оценить внедрение в нескольких школах и долгосрочное воздействие.</p> Меруерт Темирханова, Гульмира Абильдинова, Джелаль Караджа Copyright (c) 2025 М.С. Темирханова, Гульмира Абильдинова, Джелаль Караджа https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1274 Thu, 09 Oct 2025 00:00:00 +0500 Цифровизация критериального оценивания в школе https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1492 <p><em>Целью исследования было изучение возможностей и эффективности, анализ влияния цифровизации на качество и объективность оценивания, выявление преимуществ и потенциальных проблем внедрения цифровых технологий в процесс критериального оценивания. В результате определены ключевые цифровые инструменты, наиболее подходящие для критериального оценивания, разработаны методические рекомендации по применению цифровых технологий в процессе оценивания. На основе полученных результатов сделаны выводы о том, что цифровизация критериального оценивания способствует повышению прозрачности и объективности процесса, использование цифровых инструментов позволяет оптимизировать работу учителя и обеспечить более качественную обратную связь для учащихся, необходима разработка комплексного подхода к внедрению цифровых технологий, учитывающего технические и методические аспекты.</em></p> Габит Кусаинов, Ардак Дюсенбаева, Салтанат Жумабаева, Анар Танирбергенова Copyright (c) 2025 Габит Кусаинов, Ардак Дюсенбаева, Салтанат Жумабаева, Танирбергенова Танирбергенова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1492 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0500 Психолого-педагогическая культура педагога: ключевой компонент инклюзивного образовательного процесса https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1422 <p>Настоящее исследование проведено с целью установления основных аспектов психолого-педагогической культуры, необходимых для обеспечения эффективной деятельности в условиях инклюзивного образования. В исследовании проанализированы существующие теоретические подходы к рассмотрению основных аспектов психолого-педагогической культуры педагога в инклюзивном образовательном процессе, оценена готовность педагогов к инклюзии и существующие проблемы, разработаны рекомендации по совершенствованию психолого-педагогической культуры. Дано определение психолого-педагогической культуры как части инклюзивного образовательного процесса<strong>.</strong> В ходе исследования выявлен высокий уровень признания важности психолого-педагогического сопровождения и межличностных взаимодействий, но низкий уровень готовности к работе в условиях инклюзии, значительные трудности в практическом применении культурно-психологических принципов в контексте инклюзивного образования и др. На основе интервью с экспертами в области инклюзивного образования (психологами, педагогами и школьными администраторами) было выявлено, что для успешного развития инклюзивного образования необходим комплексный подход, включающий повышение психолого-педагогической культуры педагогов, обеспечение необходимыми ресурсами и усиление стратегического управления процессом. В результате наблюдения были отмечены все хорошо развитые аспекты инклюзивного образования, а также те, которые требуют дальнейшего развития. Результаты эксперимента подтверждают основную гипотезу о ключевом компоненте инклюзивного образовательного процесса. Разработаны рекомендации по дальнейшему развитию аспектов инклюзивного образования, связанных с психолого-педагогической культурой учителя.</p> Оспанова Бибигуль Copyright (c) 2025 Оспанова Бибигуль https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1422 Tue, 30 Sep 2025 00:00:00 +0500 Валидация содержания теста по информатике в рамках ЕНТ: экспертная оценка и психометрический анализ https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1526 <p>Актуальность исследования значима, поскольку Единое национальное тестирование в Казахстане является экзаменом с высокой ставкой, результаты которого оказывают существенное влияние на образовательные траектории выпускников. Это обуславливает необходимость обеспечения валидности и надежности тестовых материалов, особенно по динамично развивающимся предметам, таким как информатика. Дополнительное значение имеет независимая верификация содержания теста в связи с переходом информатики в категорию профильных предметов с 2022 года. Исследование проводилось с целью проведения комплексного анализа содержательной валидности теста по информатике ЕНТ через экспертизу соответствия спецификации требованиям Государственного общеобязательного стандарта образования (ГОСО) и психометрическую оценку качества заданий. В исследовании использовались смешанные методы, включающие контент-анализ 54 учебных целей, независимую экспертную оценку с участием шести экспертов, качественный анализ методом тематического кодирования и количественную оценку по модели Раша на выборке из 116 учащихся. Результаты исследования показали, что в структуре учебных целей преобладали задания на понимание (25%) и применение (30%), при этом наблюдался недостаток заданий высоких когнитивных уровней, таких как анализ (15%) и оценка (10%). Экспертный анализ подтвердил репрезентативность содержания с коэффициентом согласия Каппа 0,80, однако выявил необходимость включения современных тем, таких как 3D-моделирование и информационная безопасность. Психометрический анализ продемонстрировал высокую надежность теста с α = 0,94 и соответствие большинства заданий модели Раша, при этом были идентифицированы два проблемных задания с Outfit MNSQ выше 1,5. По результатам исследования разработаны рекомендации по модернизации теста: уточнены формулировки учебных целей, добавлены новые тематические блоки и скорректированы проблемные задания. Комплексный подход к валидации доказал свою эффективность для повышения качества измерительных материалов. Результаты могут быть применены в практике разработки и обновления тестовых спецификаций.</p> Шугыла Алтыбаева, Исатай Сагиндиков, Гульдана Жабаева, Шамшат Шакралиева Copyright (c) 2025 Shugyla Altybaeva , İssatay Sagindikov, Guldana Zhabayeva, Shamshat Shakralieva https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/1526 Thu, 09 Oct 2025 00:00:00 +0500