"Bilim" scientific and pedagogical jornal https://bilim-uba.kz/index.php/science ru-RU bak@uba.edu.kz (Тайболатов Қуандық Момынғазыұлы) ( ) Fri, 29 Mar 2024 00:00:00 +0500 OJS 3.3.0.13 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Модель выпускника школы, основанная на ценностях: теоретическое обоснование и подход к проектированию https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/475 <p>Статья посвящена разработке и теоретическому обоснованию модели выпускника школы, основанной на ценностях в образовании. В исследовании использовались данные международных научных баз Web of Science и Scopus, а также анализ международных исследований, включая проекты ОЭСР, PISA и DeSeCo. Работа подчеркивает необходимость интеграции ценностей в образовательный процесс с учетом нарастающей глобализации и сохранения национальной культурной самобытности. Определены шесть (двенадцать) основных ценностей: Независимость и Патриотизм, Единство и Солидарность, Справедливость и Ответственность, Закон и Порядок, Трудолюбие и Профессионализм, Созидание и Новаторство. Для каждой из этих ценностей были разработаны соответствующие компетенции: продвижение национальных интересов, сотрудничество и социальная интеграция, служение обществу, правовая культура и уважение к закону, трудовая активность и стремление к совершенству, творческое мышление и и креативные решения. Методы моделирования и синтеза позволили построить комплексную модель выпускника, охватывающую практические, когнитивные и аффективные аспекты каждой компетенции, опираясь на философскую концепцию Абая «Толык адам». Результаты исследования предоставляют образовательным организациям основу для формирования выпускников, которые не только обладают необходимыми знаниями и навыками, но также осознают ответственность, готовы к сотрудничеству и уважают закон. Эта статья способствует обсуждению роли образования, основанного на ценностях, и предлагает практический подход к разработке образовательных программ.</p> Руслан Каратабанов Copyright (c) 2024 Руслан Каратабанов https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/475 Fri, 29 Mar 2024 00:00:00 +0500 Использование терминов в школьных учебниках, относящихся к области информатики https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/385 <p>Основным инструментом педагогов в сфере образования является учебник. Одним из требований к содержанию учебников является систематическое употребление терминов. Цель статьи – определить уровень использования в учебниках терминов, утвержденных государственной терминологической комиссией. В соответствии с этой целью в статье основные термины школьных учебников «Информационно-коммуникационные технологии» 4 класс, «Информатика» 5 класс, «Информатика» 6 класс, «Информатика» 7 класс (издательство «Алматыкітап»), «Информатика» 7 класс (издательство «Атамұра»), «Информатика» 7 класса (Арман – П.В.) сравнивались с утвержденными терминами на сайте termincom.kz. В результате сравнения были выявлены следующие проблемы: в учебниках не используются термины, утвержденные в базе данных termincom.kz, а используются другие версии; некоторые термины в учебниках, относящиеся к области информатики, не включены в базу данных termincom.kz; русские термины в учебниках пишутся первыми, а казахские термины пишутся в скобках; использование одного термина в казахском языке вместо двух терминов, обозначающих разные понятия. Чтобы избежать подобных проблем, специалисты-терминологи и специалисты отрасли должны работать и утверждать термины совместно. При написании учебника авторы должны обратить внимание на утвержденные термины и выработать навык их использования. Если термин не может полностью описать понятие и значение, авторы должны внести свои предложения в государственную терминологическую комиссию. При экспертизе написанных учебников необходимо уделять особое внимание терминам, чтобы поддерживать базовое научное содержание по дисциплине.</p> Барысгүл Кеңес, Мурат Кочак, Жанар Есполова Copyright (c) 2024 Барысгүл Кеңес, Мурат Кочак, Есполова Есполова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/385 Fri, 29 Mar 2024 00:00:00 +0500 Теоретико-методологические основы непрерывного технологического образования педагогов в современных условиях https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/478 <p>Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработать рекомендации и стратегии для эффективной реализации непрерывного технологического образования педагогов в современных условиях. В связи с этим, данная статья направлена на определение актуальной ситуации в области непрерывного технологического образования в Казахстане. Ведущим методом исследования данной проблемы являлся системный анализ, позволивший выявить взаимодействия различных компонентов системы развития профессиональзых компетенций педагогов и разработать рекомендации по решению связанных с этим проблем. Также использовались следующие методы научного познания: логический, сравнение, синтез, индукция, дедукция, классификация, анкетирование респондентов. В статье продемонстрированы результаты проведенного анкетирования респондентов – учителей казахстанских школ – о необходимости и качестве существующих методов актуализации профессиональных знаний, проведено сравнение полученных результатов с результатами международного исследования TALIS 2018, обнаружены и описаны сходства и различия между текущей ситуацией и предыдущими данными, проанализированы тенденции и изменения в отношении необходимости и качества методов повышения квалификации педагогов педагогов, раскрыты теоретико-методологические основы изучения педагогами методов работы с информационно-коммуникативными технологиями, предоставлены рекомендации, направленные на повышение качества их профессиональныз знаний, описаны перспективы применения таких знаний в контексте образовательной системы, выявлены возможные проблемы в области непрерывного технологического образования педагогов, обоснованы подходы по их решению. Материалы исследования могут быть использованы для усовершенствования программ повышения квалификации педагогов в Казахстане.</p> Бакытгуль Аушахманова Copyright (c) 2024 Бакытгуль Аушахманова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/478 Fri, 29 Mar 2024 00:00:00 +0500 Качество урока казахской литературы и компетентность учителя: рекомендации на основе анализа https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/390 <p>В статье рассматриваются требования к учителю казахской литературы и его отражение в практике, барьеры в развитии необходимых профессиональных компетенций. Содержание комплексной многокомпонентной компетенции учителя литературы определено в Национальной академии образования им. И. Алтынсарина. Каким должен быть поступок учителя по вопросу качественного литературного образования в школе, на основе этого содержания которого сегодня не реализуется полноценно? Необходимо не только преподавать предмет, но и развивать на его основе метапредметные компетенции, такие как приобщение учащихся к национальной ценности, формирование их эмоционального интеллекта, обучение полезным применениям информационных технологий к учащимся, экономия времени и эффективное применение. В этой связи, на основе проведения наблюдений за уроками литературы, выявлены пробелы в профессиональной работе молодого учителя литературы. Кроме того, по казахской литературе, как и по любой дисциплине в области образования, заявлено, что предметно-содержательный, педагогический, дидактический, психологический, методический и междисциплинарный компонент, а также этико-философский, историко-культурный компонент в соответствии со спецификой дисциплины. На основе этих компонентов разработан и предложен механизм комплексного обучения художественному произведению, эффективность которого также обсуждается между учителем и студентами. В статье обозначено содержание и перспективных работ в данном направлении.</p> Динара Булатбаева Copyright (c) 2024 Динара Булатбаева https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/390 Fri, 29 Mar 2024 00:00:00 +0500 Изучение уровня самостоятельности и субъектности педагогов в условиях современного образовательного процесса https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/479 <p>В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем современного образования – проблема развития субъектности и самостоятельности педагогов школ. Авторами проанализированы понятия «субъектность», «самостоятельность», даны их характеристики. Под «субъектностью педагога» можно рассматривать как доступный и эффективный принцип «самостроительства», связанного прежде всего с инициативой к самостоятельному жизнетворчеству, высокой мотивацией достижений в выбранной профессии или деятельности. Однако, как отмечают авторы, на развитие субъектности педагога препятствуют такие факторы как несовершенство образовательной системы школ, нет учёт запросов и требований педагогов, также это обуславливается таким фактором как личностные качества педагогов. Для решения поставленной проблемы, организована и проведена экспериментальная работа, основными методами исследования стали методики: опросник самоактуализации личности; методика «Уровень субъективного контроля». Авторами определены педагогические условия, влияющие на развитие субъектности и самостоятельности педагогов школ, где первостепенным условием является, возможность выбора педагогами познавательных альтернатив и, как следствие, поощрение обучающихся к самореализации.</p> Адлет Кариев , Валентина Васильева Copyright (c) 2024 Адлет Кариев , Валентина Васильева https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/479 Fri, 29 Mar 2024 00:00:00 +0500 Значение контекстных задач в формировании математической грамотности https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/476 <p>Целями современной системы образования являются непрерывное и углубленное образование молодого поколения, воспитание всесторонне развитой личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Одним из приоритетных направлений математического образования является формирование основных компетенций в процессе преподавания предмета: готовности обучающихся использовать полученные математические знания и умения в реальной жизни для решения практических задач, а также стремление самостоятельно получить необходимую информацию и уметь ею пользоваться, то есть формирование и развитие математической грамотности. В статье изложено значение контекстных задач, описывающих реальную жизненную ситуацию, связанную со знаниями и опытом учащихся, в формировании математической грамотности, которая является одним из направлений функциональной грамотности. Использование контекстных задач в образовательном процессе способствует формированию у обучающихся умений анализировать, понимать и объяснять заданную ситуацию, выбирать способ вывода результатов, повышать познавательный интерес, формировать и развивать математическая, учебная, финансовая и информационная грамотность. Изложено об использовании таких заданий в международных исследованиях, в заданиях ЕНТ. Кроме того, с целью определения сферы применения контекстных задач в образовательном процессе представлены результаты опроса «Контекстные задачи».</p> Зауре Жумагулова Copyright (c) 2024 Зауре Жумагулова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/476 Fri, 29 Mar 2024 00:00:00 +0500 Необходимость преподавания основ искусственного интеллекта в школьной информатике https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/292 <p>Цифровизация различных аспектов общественной и человеческой жизни характеризуется усилением направления искусственного интеллекта в сфере информационных технологий. В будущем компетенции, связанные с искусственным интеллектом, будут востребованы профессионалами любой профессии. В связи с этим среди ученых и педагогов все более актуальным становится вопрос обучения основам искусственного интеллекта в школе. В то же время, в связи с включением в вопросы ЕНТ (Национального единого тестирования) вопросов по основам искусственного интеллекта, данная тема нуждается в изучении. В данной статье рассмотрено и проанализировано содержание преподавания основ искусственного интеллекта в школьной информатике. Определено, в какой степени существует необходимость преподавания основ искусственного интеллекта в школьной информатике при обучении учащихся средних классов в современной системе образования. В ходе исследования были собраны и проанализированы анкеты 20 учителей информатики и 40 учащихся школы. По результатам исследования был рассмотрен уровень знаний студентов по основам искусственного интеллекта и показано, что их интересы находятся на высоком уровне. При этом в школьной информатике была определена необходимость преподавания основ искусственного интеллекта, а также определено, что проектные задачи должны быть включены в преподавание основ искусственного интеллекта.</p> Назира Әденбек, Жанат Нурбекова Copyright (c) 2024 Назира Әденбек, Жанат Нурбекова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/292 Fri, 29 Mar 2024 00:00:00 +0500 Воздействие метакогнитивных подходов на обучающихся 8-9 классов с целью формирования устойчивых навыков обучения https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/335 <p>В условиях постоянно меняющейся образовательной парадигмы в казахстанском образовании идет процесс изменений, нацеленный на обновление системы образования. Учитывая принципы активного обучения, сотрудничества, дифференцированного подхода к обучению, междисциплинарной интеграции и использования информационных и коммуникационных технологий, Казахстан стремится развить у школьников необходимые навыки и компетенции для успешной адаптации в 21 веке.</p> <p>Переход от традиционного педагогического подхода к современному, основанному на обновленных принципах образования, подразумевает движение в направлении формирования независимых и критически мыслящих личностей. Этот подход признает, что запоминание фактов и пассивное обучение уже не достаточны для подготовки учащихся к успешной адаптации к сложностям современного мира.</p> <p>Целью данного исследования является выявление влияния метакогнитивных подходов на саморегуляцию, самосознание и учебные навыки обучающихся 8-9 классов. Путем применения исследовательских методик, напоминающих настоящие эксперименты, но не предусматривающие рандомизированного распределения участников по группам, с предварительным и последующим тестированием были собраны данные от обучающихся 8-9 классов. Интегрирование метакогнитивных способностей составили основу предметного материала преподавателей по математике, физике, химии, биологии. Полученные результаты подтверждают существенное воздействие использования метакогнитивных подходов при изучении данных предметов, посредством предметного материала по математике, физике, химии, биологии на саморегуляцию и учебные навыки обучающихся 8-9 классов. Исследование рассматривает возможность внедрения соответствующих метакогнитивных подходов и техник в образовательный процесс, а также организацию семинаров для преподавателей математике, физике, химии, биологии с целью обучения интеграции метакогнитивных техник.</p> Анар Попандопуло, Гульнар Кажикенова Copyright (c) 2024 Анар Попандопуло, Гульнар Кажикенова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/335 Fri, 29 Mar 2024 00:00:00 +0500 Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/394 <p>В данной статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития и ее влияние на успехи в учебе. Основное внимание уделяется важности социализации и влиянию эмоционального развития на этот процесс. Описаны основные тенденции и типичные особенности эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития, эмоциональные реакции и волевые качества. Их часто нарушенные волевые способности, такие как постановка целей, планирование и принятие решений, описываются как влияющие на их способность самостоятельно выполнять задачи и выполнять обязанности. Излагаются различные аспекты проблемы, в том числе теоретические подходы к пониманию эмоциональных расстройств, методы диагностики и коррекции, а также стратегии интеграции этих детей в общество. Важным является изучение механизмов формирования эмоциональных реакций и волевых процессов у детей с задержкой психического развития, их особенностей в социальном взаимодействии, а также методов коррекционной и психолого-педагогической поддержки. Подчеркивается важность раннего и целенаправленного вмешательства для поддержки эмоционального и волевого развития младших школьников с задержкой психического развития, комплексного подхода к их обучению и развитию с учетом индивидуальных особенностей и потребностей. Выявлен уровень сформированности эмоционально-волевой сферы младших школьников с задержкой психического развития и тревожности в школе. Также был проведен обзор коррекционной программы «Өмір бояулары» для развития эмоционально-волевой сферы детей с использованием арт-технологий.</p> Гүлнұр Қайырбекова, Карлыгаш Тебенова Copyright (c) 2024 Гүлнұр Қайырбекова, Карлыгаш Тебенова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/394 Fri, 29 Mar 2024 00:00:00 +0500 Роль эмоционального интеллекта в профессиональной ориентации обучающихся школы https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/477 <p>В данной статье исследуется роль эмоционального интеллекта в про- фессиональной ориентации школьников. Целью исследования является изучение роли эмоционального интеллекта в профессиональной ориентации обучающихся школы, эмоциональной интелектности и факторов, влияющих на желание и выбор профессии учащимися школы. Исследование проводилось среди учащихся 8, 9 и 10 классов г. Павлодара. Исследование проводилось с использованием анкеты Д. Люсина «ЭмИн» для определения уровня эмоционального интеллекта и авторской профориентационной анкеты. Результаты показали, что уровень эмоционального интеллекта школьников коррелирует с намерениями при выборе профессии, а также с факторами и препятствиями, влияющими на этот выбор. Эмоционально интеллектуально грамотные школьники руководствуются аспекта- ми, связанными с социальной значимостью профессии, в то время как школьники, продемонстрировавшие низкий уровень эмоционального интеллекта, ориентируются на материальные аспекты и внешние влияющие факторы. Эти результаты подчеркивают важность интеграции развития эмоционального интеллекта в образовательный процесс с целью подготовки школьников к осознанному выбору профессии и успешной адаптации в будущей рабочей среде. Данное исследование имеет практическое значение для образовательных учреждений и педагогов, родителей.</p> Куандык Тайболатов, Максим Постоялко , Айсара Нурлыбаева , Айнагул Турсунова Copyright (c) 2024 Куандык Тайболатов, Максим Постоялко , Айсара Нурлыбаева , Айнагул Турсунова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/477 Fri, 29 Mar 2024 00:00:00 +0500