https://bilim-uba.kz/index.php/science/issue/feed Научно-педагогический журнал «Білім-Образование» Национальной академии образования имени И. Алтынсарина 2025-01-06T15:16:33+05:00 Тайболатов Қуандық Момынғазыұлы bak@uba.edu.kz Open Journal Systems https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/647 Инновационные подходы в образовании: роль микро- и нанообучения как механизм достижения гибкости в начальной школе 2024-08-05T16:40:03+05:00 Асыл Аренова arssyl31@mail.ru Азиза Жунусбекова a.zhunusbekova@abaiuniversity.edu.kz <p><span style="font-weight: 400;">В статье рассматривается внедрение микро- и нанообучения как инновационных подходов для повышения гибкости и эффективности образования в начальной школе. Микрообучение характеризуется краткими учебными сессиями (до 10–15 минут), использованием цифровых технологий и фокусом на небольших, четко определенных порциях информации. Нанообучение, являясь экстремальной формой микрообучения, отличается еще большей краткостью (менее минуты) и высокой специфичностью. Целью исследования является изучение эффективности микро- и нанообучения в начальной школе как инновационных методов повышения гибкости образовательного процесса, анализ их потенциала и разработка рекомендаций по их интеграции в существующую систему начального образования. Исследование основано на анализе литературы и экспериментальной оценке эффективности усвоения знаний педагогами после обучения методике проведения микро- и наноуроков. Авторы подчеркивают преимущества индивидуализированного обучения и его потенциал для развития критического мышления и творческого подхода у учащихся. Эксперимент включал подготовку педагогов, разработку серии микро- и наноуроков, их внедрение в учебный процесс и оценку результатов. Итоги показали повышение успеваемости, мотивации и вовлеченности учащихся в экспериментальной группе. Результаты исследования могут быть полезны для педагогов и специалистов в области начального и среднего образования, стремящихся к совершенствованию педагогической практики и повышению качества образования. Авторы заключают, что микро- и нанообучение оказывают значительное влияние на образовательный процесс, повышая уровень усвоения материала и позволяя адаптировать обучение под индивидуальные нужды учащихся.</span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Асыл Аренова, Азиза Жунусбекова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/867 Формирование функциональной грамотности в начальной школе 2024-11-22T13:02:21+05:00 Гульсум Аяпбергенова gulsumas@mail.ru Зару Кульшарипова kulsharipovazk@mail.ru Ботагоз Сарсенбаева sarsenbaevab@mail.ru Назигуль Махметова nazigul.makhmetova@mail.ru <p>Перед общеобразовательными школами сегодня стоит задача подготовки детей к реальной жизни, поэтому особое внимание уделяется развитию самостоятельности мышления младших школьников как основополагающего качества поведения, напрямую связанного с функциональной грамотностью. Безусловно, педагогическое проектирование современного школьного образования играет важную роль в формировании эффективной образовательной среды. Учитывая многообразие учащихся и их потребности, важно создавать образовательные программы, которые будут стимулировать интерес к обучению, развивать критическое мышление и творческие способности. Также важно использовать современные технологии и методы обучения для достижения оптимальных результатов. Формирование базовых навыков функциональной грамотности является основой безопасности школьного сообщества, обеспечивая реализацию адаптивной, развивающей и образовательной функций. Можно отметить, что существует связь между формированием функциональной грамотности и повышением технологической самостоятельности. В статье рассматривается круг вопросов, помогающих учителям начальных классов выявлять возможные проблемы и преодолевать трудности в развитии функциональной грамотности у младших школьников. Описываются образовательные ситуации, напрямую связанные с развитием самостоятельности мышления как части функциональной грамотности.</p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Гульсум Аяпбергенова, Зару Кульшарипова, Ботагоз Сарсенбаева, Назигуль Махметова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/717 Результаты мониторинга внедрения курса «Глобальные компетенции» в организациях образования Казахстана 2024-11-20T14:46:03+05:00 Ардак Дюсенбаева a.dyusenbayeva@uba.edu.kz <p><span style="font-weight: 400;">В статье представлены результаты мониторинга внедрения курса «Глобальные компетенции» в учебные программы 5-11 классов, направленных на формирование навыков устойчивого развития обучающихся. Исследование включает качественный и количественный анализ, основанный на анкетировании, наблюдении уроков и бесед, проведенных среди 373 педагогов из 17 регионов и 3 городов республиканского значения Казахстана для оценки эффективности внедрения учебных программ в учебном процессе. Результаты исследования позволили выявить как положительные аспекты внедрения учебных программ, способствующих формированию ценностей и навыков устойчивого развития обучающихся, так и трудности педагогов в адаптации учебных программ в учебном процессе. Количественный и качественный анализ данных разработаны и внесены изменения в учебные программы, направленные на усиление практической направленности курса, способствующей развитию практических навыков устойчивого развития, обеспечения системности и преемственности содержания между разделами и классами, соответствия возрастным особенностям обучающихся.</span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Ардак Дюсенбаева https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/720 Опыт развития функциональной грамотности на основе совершенствования методической работы и учебно-методического обеспечения 2024-11-20T16:55:18+05:00 Гайнигул Исмаилова gainigul_ismailova@mail.ru Каракат Нагымжанова Karakat_4@mail.ru Клара Хасенова klarita_khassenova@mail.ru <p><span style="font-weight: 400;">В статье представлен опыт развития функциональной грамотности на основе совершенствования методической работы учебно-методического обеспечения. Авторами подчёркнуто, функциональная грамотность – это сложный, многосторонний, длительный процесс, являющийся важным ключевым элементом современного образования, способствующим успешной социализации и интеграции личности в общество. В статье сделан акцент на необходимости требования </span><span style="font-weight: 400;"> от образовательных систем пересмотра традиционных подходов и внедрения инновационных методик, направленных на формирование навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни и успешной адаптации к будущему. </span><span style="font-weight: 400;">В качестве материалов исследования послужил современный обзор научной отечественной литературы, а также материал практической апробации теоретических идей и научно - методических семинаров «Формирование функциональной грамотности учащихся средней школы на уроках по предметам языкового цикла» в течение 2022-2024 гг. на базе средних образовательных школ Бескарагайского, Абайского, Аягозского и Кокпектинского районов, города Семей области Абай и других образовательных учреждений и проведения 2 курсов повышения квалификации. В завершении статьи был сделан вывод, подтверждающий, для развития функциональной грамотности актуальны современные подходы и соответствующие им интерактивные методы.</span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Гайнигул Исмаилова , Каракат Нагымжанова , Клара Хасенова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/984 Влияние креативных заданий на речевые навыки учащихся начальных классов при освоении английского языка 2025-01-06T15:16:33+05:00 Шолпан Калбергенова sholpan.kalbergenova@gmail.com Лебедева Лебедева larissalewk@mail.ru Карас Казиев kazi_karas@mail.ru <p><span style="font-weight: 400;">Цель данного исследования – определить влияние креативных заданий на интерес, уверенность, навыки и общее отношение обучающихся начальных классов к изучению английского языка. Исследование проводилось с помощью анкетирования, включающего 11 вопросов, разделённых на 4 блока: оценка отношения к изучению английского языка, оценка креативных заданий, оценка уверенности и речевых навыков, а также общих впечатлений. Анкета основана на шкале Лайкерта, что позволило респондентам выбирать один из пяти вариантов ответа. В исследовании приняли участие 83 обучающихся начальных классов (45 мальчиков и 37 девочек) со средним возрастом 9,4 года. Анализ корреляционной матрицы подтвердил несколько гипотез. Во-первых, существует слабая положительная связь между интересом к заданиям на уроке и предпочтением выполнения креативных заданий (r=0,25), что указывает на то, что креативные задания повышают вовлечённость обучающихся в образовательный процесс. Во-вторых, регулярное выполнение креативных заданий увеличивает уверенность обучающихся в использовании английского языка в речи (r=0,20). В-третьих, креативные задания улучшают запоминание словарного запаса и навыки построения предложений, что подтверждается связью между пользой заданий для запоминания и лёгкостью составления предложений (r=0,20). Кроме того, обучающиеся начальных классов с положительным отношением к английскому языку более мотивированы продолжать выполнение креативных заданий (r=0,15). Успехи в изучении английского языка положительно связаны с желанием участвовать в выполнении креативных заданий (r=0,15). Результаты исследования показали, что креативные задания существенно способствуют развитию языковых навыков, мотивации и уверенности обучающихся начальных классов. Эти выводы подчёркивают важность интеграции креативных заданий в образовательный процесс для повышения эффективности преподавания английского</span> <span style="font-weight: 400;">языка.</span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Шолпан Калбергенова , Лебедева Лебедева , Карас Казиев https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/722 Методика применения когнитивных компьютерных технологий для интенсификации изучения физики в школе 2024-11-21T11:25:42+05:00 Асемгуль Кисабекова akisabekova@mail.ru Петер Эндерс luck88999@mail.ru Куляш Нурумжанова 75646100@mail.ru Ефим Ткалич 18efim@mail.ru <p><span style="font-weight: 400;">В статье представлены результаты исследования эффективности применения когнитивных компьютерных технологий, как дидактического ресурса интенсификации учебного процесса по физике в школе и педагогическом вузе. Цель исследования: разработка, применение и оценка эффективности игровой платформы Minecraft: Education Edition для интенсификации процесса изучения физики. В статье представлены результаты эмпирического изучения состояния проблемы и опыта использования игровых компьютерных методов в региональной системе школьного образования на основе опроса и анкетирования педагогов школ и вуза, а также учащихся. Оценивались уровень влияния и актуальность игровых цифровых технологий в формате когнитивной дидактики на академические результаты, интерес и мотивацию студентов к учению по предметам естественнонаучного цикла. В результате апробации технологии обучения на игровой платформе Minecraft: Education Edition верифицирована эффективность ее применения в образовательном процессе подготовки будущих учителей физики. Результаты исследования представлены на примере технологии применения игровой платформы для изучения избранных тем по курсу физики. В статье показаны цели и задачи, алгоритм когнитивной технологии, соответствующий психологическим закономерностям учения, а также формируемая система твердых, мягких и мета – навыков, как результатов обучения при выполнении конструктивистских заданий в формате компьютерной платформы. Результаты исследования актуальны и полезны для учителей школ, методистов и преподавателей вузов для интенсификации учебного процесса.</span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Асемгуль Кисабекова, Петер Эндерс, Куляш Нурумжанова, Ефим Ткалич https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/838 К вопросу формирования ценностных отношений казахстанских школьников к изучаемым языкам 2024-11-21T11:56:56+05:00 Ляйля Сырымбетова profsls@mail.ru Алтынай Жуман Altynaichik91-23@mail.ru Айнур Шаймерденова ainura.shaimerdenova@icloud.com <p><span style="font-weight: 400;">Вопросы ценностного отношения школьников к изучаемым языкам авторы в данной статье рассматривают в контексте аксиологизации языкового образования. Выстроив композиционную структуру искомого явления, авторы сфокусировали свое внимание на вопросах мотивации школьников в изучении языков. В этом ключе указанная мотивация рассматривается авторами как один из ключевых критериев оценки ценностного отношения к языкам. В данной статье изложены материалы эмпирического исследования, направленного на диагностику и оценку уровня сформированности ценностного отношения казахстанских школьников к изучаемым языкам. При этом в фокус исследования взяты три языка: казахский (Т2), русский (Я2) и английский (L3). В терминологии трехъязычного образования в Казахстане это означает вторые и третий языки, т.е. казахский язык в школах с русским языком обучения, русский язык в школах с казахским языком обучения и английский независимо от языка обучения в школах. Авторы отмечают, что материалы, изложенные в данной статье, представляют собой один из фрагментов более широкого исследования, так как мотивация в изучении языков выступает одним из девяти критериев ценностного отношения к языкам. Целью исследования является выявление уровня мотивации казахстанских школьников в изучении трех языков. Основным методом исследования является онлайн-опрос, в котором приняли участие обучающиеся 6-9 классов школ четырех регионов Казахстана.</span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Ляйля Сырымбетова, Алтынай Жуман, Айнур Шаймерденова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/694 Эффективность использования 2D и 3D технологий для формирования STEAM-мышления у учащихся начальных классов 2024-11-20T13:06:06+05:00 Гулдана Тотикова aidar.esali@mail.ru Айдарбек Есалиев aidar.esali@mail.ru Анар Танирбергенова anar-tanirbergenova@mail.ru Айнур Тұрсынбаева aynur.tursynbayeva81@mail.ru <p><span style="font-weight: 400;">Статья посвящена исследованию формирования STEAM мышления у младших школьников в процессе использования 2D и 3D моделирования. Цель работы-изучить уровень сформированности STEAM-мышления у младших школьников в процессе применения технологий 2D и 3D моделирования. В исследовании использовались методы наблюдения, анкетирования, интервью и анализа документов. Метод наблюдения позволил выявить изменения в поведении учащихся, их вовлеченности и творческом подходе к выполнению заданий. Анкетный опрос охватывал ключевые аспекты мышления STEAM, предоставляя количественные данные о степени интереса к предметам и уверенности в решении проблем. Интервьюирование позволило получить представление о личных чувствах школьников и их восприятии процессов моделирования. Метод анализа документов включал изучение учебных материалов и выполненных работ, что помогло определить, какие навыки STEAM были наиболее развиты. Результаты исследования показали, что использование 2D- и 3D-моделирования значительно повысило интерес младших школьников к предметам STEAM, повысило уверенность в решении задач, улучшило понимание междисциплинарных связей и стимулировало творческое мышление. Полученные результаты подчеркивают важность интеграции этих технологий в образовательную практику для эффективного развития компетенций STEAM у учащихся начальной школы. </span></p> <p>В исследовании использовались методы наблюдения, анкетирования, интервью и анализа документов. Метод наблюдения позволил выявить изменения в поведении учащихся, их вовлеченности и творческом подходе к выполнению заданий. Анкетный опрос охватывал ключевые аспекты мышления STEAM, предоставляя количественные данные о степени интереса к предметам и уверенности в решении проблем. Интервьюирование позволило получить представление о личных чувствах школьников и их восприятии процессов моделирования. Метод анализа документов включал изучение учебных материалов и выполненных работ, что помогло определить, какие навыки STEAM были наиболее развиты.</p> <p>Результаты исследования показали, что использование 2D- и 3D-моделирования значительно повысило интерес младших школьников к предметам STEAM, повысило уверенность в решении задач, улучшило понимание междисциплинарных связей и стимулировало творческое мышление. Полученные результаты подчеркивают важность интеграции этих технологий в образовательную практику для эффективного развития компетенций STEAM у учащихся начальной школы.</p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Гулдана Тотикова, Айдарбек Есалиев, Анар Танирбергенова , Айнур Тұрсынбаева https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/760 Психолого-педагогическое сопровождение для успешного обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями 2024-12-06T18:49:02+05:00 Лаура Бутабаева lbutabayeva@gmail.com Лаура Шалабаева lolabany84@mail.ru Айгерим Байкулова aigerim.baikulova@mail.ru Карлыгаш Тебенова tebenova@mail.ru <p><span style="font-weight: 400;">В статье обосновывается актуальность представленной темы, привлекается внимание к проблеме успешного обучения и развития школьников с особыми образовательными потребностями. В глобальном образовательном пространстве существует современная задача по созданию условий в системе образования для удовлетворения особых образовательных потребностей каждого ребенка, независимо от его личностных качеств. Создание равного и доступного образования - это то, что государство должно обеспечить, в первую очередь, для своих граждан. Равное и доступное образование невозможно без специальной работы учителей. Используя свои навыки и умения, учителя должны обеспечивать равное отношение и равное образование для учащихся с разными образовательными способностями. Для достижения поставленной цели были использованы методы теоретического анализа и обработки эмпирических данных. Основным методом был опрос учителей и родителей с использованием разработанной авторами анкеты. Проведенный анализ позволил показать необходимость вовлечения родителей (законных представителей) и преподавателя-психолога в коррекционно-образовательный процесс путем использования активных форм взаимодействия с ними с целью повышения их психолого-педагогической компетентности. Это, в свою очередь, свидетельствует о необходимости расширения форм работы с учителями и с родителями (законными представителями) детей с особыми образовательными потребностями для успешного обучения и развитие их доступным методам и приемам коррекции психики школьников. Анализируя результаты опроса, мы выявили как положительные, так и отрицательные закономерности во взаимодействии участников с психологом в сфере образовательных отношений. Структура и содержание работы психолога со школьниками, имеющими особые образовательные потребности, а также их взаимодействие с учителями, родителями и юридическими представителями - все это отражает особенности их инклюзивной практики.</span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Лаура Бутабаева , Лаура Шалабаева, Айгерим Байкулова, Карлыгаш Тебенова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/682 Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования 2024-11-20T12:49:21+05:00 Жасулан Карибаев zhasik.84a@mail.ru Аутаева Аутаева akbota-n@mail.ru Адлет Кариев adlet.kariyev@gmail.com <p><span style="font-weight: 400;">Данная статья представляет собой комплексное исследование, направленное на выявление факторов успешного психологического сопровождения в инклюзивных классах. Используя комбинацию количественных и качественных методов, статья анализирует уровень удовлетворенности учителей, эффективность системы поддержки и потребность в дополнительных ресурсах. Кроме того, исследование включает интервью и наблюдения, выявляя роли сотрудничества, индивидуального подхода и доступности ресурсов. Выводы статьи подкреплены качественными результатами от педагогов, психологов и родителей, а обсуждение результатов сопоставлено с работами ведущих ученых в области инклюзивного образования. На основе выявленных факторов предложены практические рекомендации для улучшения системы психологического сопровождения, в том числе разработка индивидуальных планов, повышение доступности профессиональной поддержки и развитие коммуникационных навыков. Эта статья предоставляет важные научные выводы и практические рекомендации в область инклюзивного образования, обогащая понимание успешных стратегий психологического сопровождения и предоставляя основу для дальнейших исследований в этой области.</span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Жасулан Карибаев , Аутаева Аутаева , Адлет Кариев https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/851 Саморегуляция как способ преодоления прокрастинации школьников 2024-11-21T12:48:48+05:00 Амангельды Бейсембаев aman2908@mail.ru Ольга Боталова o.botalova@mail.ru <p><span style="font-weight: 400;">В статье рассматривается актуальная проблема прокрастинации и её связь с навыками саморегуляции. Прокрастинация, часто вызываемая неспособностью эффективно управлять своими эмоциями и поведением, может приводить к увеличению стресса, тревожности и снижению самооценки. В настоящее время, когда высоко ценятся эффективность и управление временем, прокрастинация становится серьёзным препятствием на пути к достижению целей. Основная цель исследования – изучение влияния саморегуляции на способность личности школьников преодолевать прокрастинацию. В статье анализируются существующие теоретические подходы к саморегуляции, включая теории Альберта Бандуры и других ведущих учёных, и их взаимосвязь с прокрастинацией. Эмпирическое исследование подтверждает, что развитие навыков саморегуляции – таких как планирование, осознанность и когнитивная реструктуризация – способствует значительному снижению уровня прокрастинации. Учащиеся с более высокими навыками саморегуляции показывают лучшую успеваемость, мотивацию и продуктивность. В статье предлагаются практические рекомендации для педагогов и психологов: планирование и структура задач, что позволяет разбивать крупные задания на более мелкие, снижая уровень стресса; внедрение практик осознанности для улучшения управления эмоциями и концентрации; применение когнитивной реструктуризации для замены негативных установок на позитивные, что способствует росту мотивации; а также обучение навыкам саморегуляции через тренинги и курсы. Реализация данных рекомендаций может значительно способствовать снижению прокрастинации и повышению результатов учебной деятельности.</span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Амангельды Бейсембаев , Ольга Боталова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/806 Обзор цифровых инструментов и мобильных приложений для изучения английского языка как иностранного в школе 2024-11-20T18:03:01+05:00 Асем Аскарова assem.askarova@alumni.nu.edu.kz Нуркеш Жуманбекова zhumanbekova_nz@enu.kz <p><span style="font-weight: 400;">В наши дни невозможно представить повседневную жизнь без цифровых технологий, и сфера образования не является исключением. Использование цифровых технологий в образовательном процессе становится особенно актуальным, поскольку они создают новые возможности для обучения и помогают сделать уроки более привлекательными, полезными и продуктивными для учащихся. Цель статьи - выявить тенденции использования учителями на уроках цифровых технологий и определить наиболее популярные из них. В данной статье представлен опыт применения учителями школ цифровых инструментов и мобильных приложений. Сбор и анализ данных был получен в ходе онлайн-опроса, в котором участвовали около 45 учителей английского языка. Результаты опроса показали, что большинство школьных учителей регулярно используют цифровые технологии и мобильные приложения, чтобы сделать уроки иностранного языка более интересными, однако другая часть опрошенных считает эти технологии полезными, но редко или никогда не применяет их на своих занятиях. Выводы этой статьи могут познакомить учителей с разнообразием цифровых инструментов и мобильных приложений и помочь эффективно вовлечь учащихся в процесс обучения иностранному языку.</span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Асем Аскарова, Нуркеш Жуманбекова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/753 Понимание медиаграмотности заинтересованными сторонами в образовании: исследование на основе кейс-стади одной школы 2024-11-20T17:23:54+05:00 Айгул Елеусіз aigul_usa@mail.ru <p><span style="font-weight: 400;">Исследование изучает восприятие и понимание медиаграмотности основными заинтересованными сторонами в одной из школ, расположенных на юге Казахстана, в частности, учителями английского языка как иностранного и директором школы. Данная школа была отобрана путем целенаправленного отбора, является государственным интернатом и обучает 305 одаренных учеников по учебной программе, соответствующей международным стандартам и Государственному образовательному стандарту Республики Казахстан. Полуструктурированные интервью с директором и фокус-групповые обсуждения с учителями были проведены для анализа использования цифровых инструментов с целью развития критической оценки медиа и улучшения образовательного процесса. Учителя воспринимают медиаграмотность в основном как инструмент для развития критического мышления и повышения вовлеченности учащихся в учебный процесс, тогда как директор школы рассматривает её с институциональной и этической точки зрения, подчеркивая профессиональную этику и репутацию школы. Это различие отражает приоритеты педагогической практики и управленческой деятельности. В исследовании также выявлены трудности, связанные с различением достоверной и недостоверной информации. Полученные результаты вносят вклад в дискуссии о внедрении медиаграмотности в образовательную практику и предлагают стратегии для улучшения педагогики и этических стандартов в условиях цифрового обучения.</span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Айгул Елеусіз https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/749 Анализ эффективности учебных материалов: исследование соответствия терминов возрасту и языковому развитию учащихся 2024-11-22T12:59:41+05:00 Куралай Жунус zhunusovakz@mail.ru Жанар Жаркымбаева zhanar_z@mail.ru Саят Омаров saiat62@mail.ru <p><span style="font-weight: 400;">Актуальность исследования обусловлена необходимостью улучшения качества школьных учебников в естественно-математическом направлении. Современные учебники часто содержат неоднозначные или расплывчатые определения терминов, что затрудняет их понимание учащимися и негативно влияет на образовательный процесс. Проблема систематизации и стандартизации понятийно-терминологического аппарата в школьных учебниках стала особенно актуальной в условиях перехода к обновленному содержанию образования. Цель исследования заключается в оценке соответствия терминов в учебниках возрастным и языковым требованиям учащихся и выявлении основных проблем и закономерностей, связанных с использованием терминологии. В статье представлены результаты анкетирования среди педагогов естественно-математического направления, проведен статистический анализ собранных данных и разработаны рекомендации по улучшению систематизации и унификации терминологии в учебниках. Исследование включает корреляционный и кластерный анализ данных анкетирования, проведенного среди учителей. Основное внимание уделяется выявлению проблем с терминологией в учебниках, пониманию связи между ответами на различные вопросы и выявлению групп с похожими восприятиями. </span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Куралай Жунус, Жанар Жаркымбаева, Саят Омаров https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/763 Изучение моделей образовательного лидерства в Казахстане 2024-11-20T17:26:38+05:00 Гульжанар Джумажанова dariya69@mail.ru Карылгаш Кажимова kkr_1980@mail.ru Ольга Бабенко olga_uralsk66@mail.ru Камила Бисекова erbolatova.89@mail.ru <p><span style="font-weight: 400;">Целью данного исследования является определение стилей лидерства, которые наиболее часто применяются среди лидеров в Казахстане, а также предоставление литературного обзора с данными о современных подходах к школьному лидерству. Основное внимание в исследовании уделено лидерству в школах Казахстана и применяемым подходам. Лидерство в образовании в Казахстане – это одна из самых перспективных новых областей в образовательной системе страны. В исследовании признается, что подход к школьному лидерству в Казахстане не соответствует какому-либо одному стилю, но предполагается, что его можно охарактеризовать как трансформационное. Благодаря данному обзору последних исследований читатели смогут лучше понять текущий уровень знаний по теме и определить области, требующие дальнейшего изучения. По поводу лидерства в образовании в Казахстане существует значительный информационный вакуум. Директора школ в Казахстане применяют различные стили лидерства, и в данном исследовании анализируется стиль лидерства через систематический литературный обзор. Исследование направлено на выявление типичных стилей лидерства и анализ их связи с региональными и международными образовательными целями и стандартами. Этот подход призван заполнить информационный вакуум и содействовать созданию более сильной и актуальной основы для школьного лидерства в Казахстане.</span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Гульжанар Джумажанова , Карылгаш Кажимова , Ольга Бабенко , Камила Бисекова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/866 Практика современного образования в начальных школах Сингапура и Эстонии: международный опыт для казахстанского контекста 2024-11-21T12:28:53+05:00 Айгуль Салиева aigul.enu@yandex.ru Салтанат Кожахметова saltakzm@gmail.com Юлия Токатлыгиль tokatligil.y@yandex.ru Баубек Сомжурек aigul.enu@yandex.ru <p><span style="font-weight: 400;">В данной работе рассматриваются актуальные проблемы и вызовы, связанные с реформированием начального образования в условиях глобализации и стремительного технологического прогресса. Особое внимание уделяется опыту Сингапура и Эстонии, которые стали образцовыми моделями в международных оценках качества образования, таких как PISA, PIRLS и TIMSS. Сингапур, занимая высокие позиции в международных рейтингах, применяет методику активного обучения, акцентируя внимание на развитии навыков критического мышления и адаптации к быстро меняющимся условиям. Образовательная система Эстонии, в свою очередь, фокусируется на формировании устойчивого интереса к учебе через индивидуализированный подход и применение цифровых технологий. Важной составляющей эстонской модели является внимание к психологическому благополучию учеников. Авторы подчеркивают важность начального образования как фундамента для дальнейшего обучения и развития критического мышления у младших школьников. Также обсуждаются методы оценки качества образования в начальной школе, их влияние на развитие личности ребёнка и необходимость поиска эффективных инструментов для оценки образовательных достижений в контексте реформ, инициируемых в Республике Казахстан. Перенос международного опыта позволит улучшить качество образования и подготовить обучающихся Казахстана к глобальным вызовам в будущем. Результаты исследования могут стать полезными для разработки и внедрения более эффективных образовательных стратегий. </span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Айгуль Салиева, Салтанат Кожахметова, Юлия Токатлыгиль , Баубек Сомжурек https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/712 Самооценка как ключевой компонент личного бренда учителя 2024-11-20T14:23:25+05:00 Гульмира Аспанова gulmiraramazanovna@bk.ru Шынаргуль Байжекина shynar_17@inbox.ru Татьяна Каратаева b_tatuana@mail.ru <p><span style="font-weight: 400;">Современная система образования требует от учителей не только глубоких профессиональных знаний, но и умения развивать эффективный личный бренд. Который определяет его позиционирование как учителя и влияет на успешность его работы. Неотъемлемой частью формирования личного бренда учителя, по мнению авторов, является самооценка. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – изучению роли самооценки в личном бренде учителя. Цель исследования - определить влияние самооценки на личный бренд учителя. В ходе исследования были применены методы анализа научной литературы по проблеме исследования, опрос учителей. В опросе приняло участие 56 учителей, представляющих разные возрастные группы и предметные области. Опрос включал в себя вопросы, направленные на выявление уровня самооценки учителей, их восприятие личного бренда и влияния самооценки на его формирование. Были использованы как закрытые, так и открытые вопросы, позволяющие участникам свободно выразить свои мысли и ощущения. Проведенное исследование позволило определить взаимосвязь между самооценкой учителя и его личным брендом. Результаты позволяют сделать вывод о значимости самооценки как ключевого компонента формирования личного бренда учителя и подчеркивают необходимость учитывать ее в процессе профессионального развития педагогических кадров. Результаты исследования могут быть использованы исследователями, студентами педагогических вузов, практикующими учителями.</span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Гульмира Аспанова, Шынаргуль Байжекина , Татьяна Каратаева https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/790 Роль педагогических компетенций учителя в развитии метапредметных компетенций школьников 2024-11-20T18:06:51+05:00 Жумагуль Кенжебаева Zhumagul_1981@mail.ru Берик Матаев matayevba@pspu.kz Маржан Кененбаева m-kenenbaeva@mail.ru Гульзат Сарбасова 85gulzat@mail.ru <p>В данной статье рассматриваются проблемные вопросы, раскрывающие роль педагогических компетенций учителя в развитии метакогнитивных компетенций школьников. Цель исследования - изучить значимость дидактических компетенций в формировании необходимых умений и навыков у школьников.</p> <p>Методология исследования включала литературный анализ доступных источников, анкетирование и тестирование старшеклассников. В результате было установлено, что педагогические компетенции действительно способствуют формированию необходимых компетенций у учащихся при условии, что учитель использует в своей деятельности различные методы, средства и приемы воздействия на своих учеников.</p> <p>Полученные результаты свидетельствуют о наличии взаимосвязи между педагогическими компетенциями преподавателей и развитием метакогнитивных навыков студентов. Однако исследование выявило и ряд проблем. Во-первых, студенты отметили недостаточное развитие педагогических компетенций преподавателей. Во-вторых, параллельно был выявлен низкий уровень развития метакогнитивных навыков у самих студентов.</p> <p>На основе полученных результатов предлагаются рекомендации по повышению уровня педагогической компетентности учителей с целью улучшения показателей развития метакогнитивных компетенций у старшеклассников. Данные рекомендации учитывают выявленные проблемы и основаны на успешном опыте применения разработанной методики.</p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Жумагуль Кенжебаева, Берик Матаев, Маржан Кененбаева, Гульзат Сарбасова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/698 Значение социального партнерства в развитии конкурентоспособности педагога среднего образования 2024-12-06T18:54:58+05:00 Шолпан Колумбаева kolumb_09@mail.ru Бактыгуль Атабекова baktygulllll@mail.ru Гульшат Онланбекқызы gulshat.mo.73@mail.ru Айгуль Садыкова aika.ava@bk.ru <p><span style="font-weight: 400;">В этой статье рассматриваются многогранные проблемы, связанные с повышением конкурентоспособности педагогов среднего образования посредством социального партнерства. Она начинается с изучения современного ландшафта педагогического образования, подчеркивая возрастание интеграции социальных партнеров в образовательных рамках для улучшения подготовки и развития учителей среднего образования. Во введении описывается важность балансировки различных факторов ввода, таких как образовательное образование, практический опыт, навыки, обратная связь заинтересованных сторон и технологическая компетентность. В методологии представлен комплексный подход к оценке конкурентоспособности учителей с использованием ряда методов оценки, включая тесты на компетентность, оценки производительности, опросы обратной связи, практические задания и оценки цифровой грамотности. Анализируя данные с помощью круговых диаграмм, авторы предлагают визуальное представление пропорционального влияния каждого фактора ввода и метода оценки на конкурентоспособность учителей среднего образования. В обсуждении рассматриваются последствия этих результатов, подчеркивается необходимость сбалансированного подхода к интеграции образовательных и практических компонентов в подготовке учителей среднего образования. Также рассматриваются проблемы стандартизации методов оценки и критическая роль технологической компетентности. Исследователи выступают за усиление социального партнерства для поддержки постоянного совершенствования и устранения пробелов в программах обучения учителей среднего образования. В заключении утверждается, что эффективное внедрение социального партнерства и диверсифицированный подход к оценке имеют важное значение для развития конкурентоспособных педагогов среднего образования. Объединяя последние исследования и передовой опыт, в этом исследовании представлены действенные рекомендации для образовательных учреждений по содействию более эффективной и отзывчивой среде обучения учителей среднего образования. </span></p> 2024-12-31T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Шолпан Колумбаева , Бактыгуль Атабекова, Гульшат Онланбекқызы , Айгуль Садыкова https://bilim-uba.kz/index.php/science/article/view/639 Научно-исследовательская деятельность учителя в системе непрерывного образования как форма повышения квалификации 2024-08-22T08:46:18+05:00 Айгуль Утилова aigulutilova@mail.ru Таттигуль Шакенова ppu.conf@mail.ru Бакытгуль Аушахманова aushahmanovaizrov@mail.ru <p><span style="font-weight: 400;">В статье рассмотрен вопрос важности исследовательской деятельности педагога в системе непрерывного образования как одного из форм профессионального развития. Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного улучшения образования, его направленности на расширение возможностей личности. Эти ожидания в зависимости от общественных потребностей и новые возможности реализации личности, обуславливают необходимость создания эффективного механизма, позволяющего осуществить выявление конкретных профессиональных возможностей каждого учителя и перспектив его роста. Поэтому в статьи мы сформулировали такую цель; определение роли исследовательской деятельностьи педагога в системе непрерывного образования как одной из форм профессионального развития. Исследовательская компетенция педагога является составной частью профессиональной компетентности, и обеспечивает ее эффективность – это характеристика личности педагога, означающая владение умениями и способами исследовательской деятельности на уровне технологии в целях поиска знаний для решения образовательных проблем, построения образовательного процесса в соответствии с ценностями-целями современного образования, миссией организации образования, желаемого образовательного результата. Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому. Поэтому необходимо систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня, реализовать концепцию непрерывного образования.</span></p> 2025-01-06T00:00:00+05:00 Copyright (c) 2024 Айгуль Утилова, Таттигуль Шакенова , Бакытгуль Аушахманова